Волна массовых беспорядков в Тибете стала неприятной неожиданностью для китайского руководства. Демонстрация буддистских монахов, митинговавших всю прошлую неделю по поводу 49-й годовщины антикитайского восстания в Тибете, переросла 14 марта в погромы. Обошедшие телеканалы всего мира картинки с горящими магазинами, перевернутыми автомобилями и лежащими на мостовой неподвижными телами нанесли сокрушительный удар по усилиям Пекина, всячески старавшегося создать за рубежом благоприятный имидж Китая накануне Олимпийских игр в августе. Несколько дней хаоса в тибетской столице Лхасе напугали западных правозащитников и заставили экспертов задуматься о том, насколько стабилен современный Китай. Ведь волнения могут перекинуться и на другие национальные окраины Поднебесной -- например, в Синьцзян, где среди исповедующих ислам этнических меньшинств также есть сепаратистские настроения.
По свидетельству очевидцев, буддистские монахи с прошлого понедельника проводили манифестации, переросшие в стычки с силами правопорядка. По сообщению китайского официального информагентства Синьхуа, в минувшую пятницу «на ряде главных улиц Лхасы группа радикально настроенных элементов, вооруженных ножами, ломами и деревянными палками, криками и угрозами распугала законопослушных граждан и совершила погромы и поджоги более чем в 160 местах. Были сожжены три школы, разрушены объекты электроснабжения и связи». Власти сообщают, что в пожарах сгорели десять человек. Полиция спасла 580 человек, в том числе трех японских туристов. Находящееся в Индии «правительство Тибета в изгнании» сообщило о 100 погибших, потом цифры сократились до 80 погибших и 72 раненых.
В субботу правительство Тибетского автономного района (ТАР) предложило бунтовщикам одуматься в течение суток: «Преступники, которые не сдадутся по истечении означенного срока, будут сурово наказаны по закону». Вчера утром в Лхасу на двух сотнях грузовиков и в пешем строю прибыли армейские подкрепления. Китайские СМИ сообщили, что жизнь в Лхасе постепенно нормализуется, а беспорядки «в целом стихли».
Вместе с тем возникла опасность расползания кризиса в соседние с ТАР провинции Китая, где компактно проживают этнические тибетцы. Вчера в провинции Сычуань на юге страны до 200 тибетцев забросали камнями и бутылками с зажигательной смесью полицейский участок. Власти бросили на разгон толпы более сотни полицейских, которые, применив слезоточивый газ, арестовали пять человек.
Такого ужаса в Лхасе не было с весны 1989 года, когда по тибетской столице прокатились массовые антикитайские демонстрации. Тогда тоже были жертвы, властям пришлось вводить военное положение. В то время секретарем парткома ТАР был Ху Цзиньтао, нынешний партийно-государственный лидер Китая. Ему удалось жестко, но без большого кровопролития подавить беспорядки, благодаря чему на его административные способности обратили внимание в Пекине. Но тогда, 19 лет назад, события в Лхасе были лишь незначительным эпизодом нараставшей по всей стране волны массового протеста против инфляции и чиновничьего лихоимства -- ее кульминацией стали трагические события 4 июня 1989 года на площади Тяньаньмэнь.
С тех пор Китай стал намного сильнее и богаче. "Бурный экономический рост позволил властям КНР вложить немалые средства в развитие Тибета и других районов проживания нацменьшинств, -- говорит заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев. -- К примеру,
летом 2006 года начала действовать высокогорная железная дорога, соединившая Тибет с транспортной системой Китая. Магистраль приблизила Тибет к современной цивилизации, но вместе с тем по ней можно перебрасывать из Китая людей и ресурсы. Это породило среди тибетцев опасения наплыва этнических китайцев, страх перед тем, что Пекин может попытаться решить этническую проблему путем растворения коренного населения в массе переселенцев». Заметим, что жертвами погромов в Лхасе становились в основном этнические китайские предприниматели, которых зачастую воспринимают не только как «чужаков», но и как опасных конкурентов менее искусных в бизнесе тибетских торговцев.
Духовный лидер Тибета, он же, по выражению китайских пропагандистов, «глава клики сепаратистов», далай-лама заявил, что в деле достижении мира властям КНР нельзя полагаться на силу: «Тибетцы стоят перед лицом серьезной угрозы и сталкиваются с серьезной проблемой. Она существует, признает это Китай или нет». По его словам, «авторитетные международные организации могли бы разобраться, какова ситуация в Тибете», так как «преднамеренно или ненамеренно, но происходит определенный культурный геноцид».
Мировое сообщество, включая Россию, не оспаривает принадлежность Тибета Китаю. Но среди части западной элиты бытует мнение, что в 1951 году Тибет был незаконно оккупирован Пекином. Китайское руководство полагает, что знаки внимания Запада к далай-ламе направлены на поощрение сепаратизма. В 2007 году Пекин ограничил диалог с ФРГ после того, как в сентябре с далай-ламой встретилась канцлер Ангела Меркель. В октябре 2007-го
в Вашингтоне состоялась церемония награждения далай-ламы высшей наградой США -- Золотой медалью конгресса.
Волнения в Лхасе сопровождались антикитайскими демонстрациями тибетцев у посольств КНР в Австралии, Индии и США. Китаевед Андрей Карнеев в беседе с «Временем новостей» предположил, что время для выступления было выбрано не случайно: «За несколько месяцев до пекинской Олимпиады внимание всего мира обращено на Китай. В этой ситуации китайское руководство предельно сковано в возможности жесткого подавления демонстраций». По мнению эксперта, сторонники далай-ламы решили, что "выдался благоприятный момент" для проведения акций, способных привлечь внимание Запада и спровоцировать критику в адрес Пекина.
Госсекретарь США Кондолиза Райс призвала китайские власти «освободить монахов и прочих задержанных за мирное выражение их взглядов». Тем не менее президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге отверг призывы правозащитников к бойкоту Олимпиады-2008 в Пекине: «Бойкот ничего не решит. Это приведет к обратному и станет наказанием для ни в чем не повинных атлетов». Сам далай-лама заявил, что Китай заслуживает право провести Олимпиаду, но «международное сообщество несет моральную ответственность за то, чтобы напомнить КНР об обязанности быть хорошим хозяином Олимпийских игр».