Время новостей
     N°43, 17 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2008
Волшебники продолжают шутить
Издан еще один том западных юмористических фэнтези
Как и прошлогодний сборник «Лучшее юмористическое фэнтези», книга «Реально смешное фэнтези» выпущена в свет питерским издательством «Азбука-классика» и составлена неутомимым редактором Майком Эшли. Вообще про чувство юмора писателей-фантастов легенд не сложишь. С чувством пространства-времени дело у них обстоит куда лучше. Так что если кто поначалу и ожидает обнаружить такие истории, чтобы животики от смеха сами собой надрывались, то постепенно надежда улетучивается: удачных рассказов в сборнике много, но «реально смешных» почти нет.

Все юмористические приемы звезд мировой фантастики укладываются примерно в три разряда. Самый большой массив текстов составляют так называемые пародийные истории: когда автор применяет в ироническом контексте чужие сюжетные схемы или использует в своем рассказе персонажей, взятых напрокат у других сочинителей. Нил Гейман, к примеру, представлен новеллой «Дело сорока семи сорок» -- детективной историей, где сыщик по имени Хорнер разбирается с убийством Шалтая-Болтая. Кому потребовалось столкнуть несчастного во сне? Все фигуранты сюжета -- Робин-Малиновка, крошка Бо Пип, Вилли Винки, Бубновая Королева и Джек Воробей -- являются персонажами детских народных песенок, так что юмористический эффект рождается из непривычного использования знакомого до боли контекста.

Американский писатель Лоуренс Шимель («Сапожник и Элвис Пресли») вносит свой вклад в копилку безумных идей об исчезновении короля рок-н-ролла. Согласно его версии, Элвис попал в плен к королеве фей и теперь в обличье голого эльфа наведывается в обувные лавки и оставляет после себя голубые башмаки. Знаменитый фантаст и физик-ядерщик Дэвид Лэнгфорд пародирует повествовательную манеру Говарда Лавкрафта. Героем его рассказа «Дело Джека Подстригателя» стал хитроумный бог огня, который, вырядившись серийным маньяком, отлавливает по ночам людей с целью остричь их ногти. Из этих ногтей он намеревается изготовить корабль «Наглфар», который согласно скандинавской мифологии встанет на воду в последние дни мира. Знаменитый писатель Джин Вулф в рассказе «Откуда у меня три почтовых индекса» делает героем своей ироничной лингвистической истории название музыкального альбома фолк-певицы Лесли Фиш Solar Sailors («Солнечные матросы»). Ну а историк науки Джеймс Хоган (Неандер-Тейл) развивает альтернативную теорию о происхождении человека из племени гомо сапов: «Австралопитеки были слишком заняты тренировкой кенгуру возвращать бумеранг охотнику. Племя гомо эректус (известное своей похотливостью) было увлечено более серьезными делами. Робустусы не желали воспламеняться и исчезать с лица земли. А сапы были известны своими странностями, и остальные племена предпочитали с ними не связываться».

Вторая по объему группа текстов посвящена рефлексии на тему творчества писателей-фантастов. Самым остроумным образом «уел» коллег по цеху Питер Анспач. Для начала он открыл в Сети новый веб-сайт под названием «Повелитель зла», где опубликовал собранную им коллекцию литературных курьезов, связанных с описанием действий отрицательных героев. Затем призвал посетителей ресурса сообщать ему обо всех вопиющих случаях литературной халтуры. Итогом изысканий стал юмористический трактат «50 советов Повелителю зла», где последовательно описаны сюжетные приемы, которых должен избегать уважающий себя автор фэнтези при создании образа главного злодея.

Схожий прием использовала Элизабет Кунихен в рассказе «Как стать героем приключенческой истории». Ее сюжет строится по принципу «вы просыпаетесь и обнаруживаете...». Далее рисуются три варианта развития событий, сопоставив которые можно сделать вывод, что вы стали персонажем фантастического романа. А еще ниже приведены три алгоритма действий, которые следует выбрать в зависимости от жанровой принадлежности и качества истории, в которую вы попали. Если оказались героиней романтической новеллы -- считайте, что вам повезло. А коли угодите в бульварный роман, вам крышка.

И наконец, авторы последней разновидности юмористической фантастики открыто смеются над верой в чудеса как таковой. Героями их историй становятся волшебники-пройдохи и маги-недоучки.

Крэг Шоу Гарднер в новелле «Разборки с демонами» знакомит читателя с распиаренным на весь мир колдуном, который на деле страдает хронической аллергией на магию. Джон Морресси придумал историю об алчном волшебнике, который не сумел правильно превратить лягушку в царевну: в результате его подружка на любой вопрос многозначительно отвечает «ква-а» и слывет на всю округу образцом мудрости («Защита от алхимии»). А Молли Браун («Правила помолвки») и Элизабет Уотерс («Подарок к дню рождения») описали новый фантастический порядок, в котором красавицы и чудовища давно поменялись ролями, а благородные принцы перевелись как класс.

Наталия БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения