Итоги голосования Генеральной Ассамблеи ООН 14 марта
по резолюции о Нагорном Карабахе вызвали почти восторг в Азербайджане и скептицизм в Армении. Ведь 39 стран проголосовали «за» и только семь «против» при 100 воздержавшихся. Официальные лица и комментаторы в Азербайджане трубят о дипломатической победе над армянами. Лишь политологи Эльдар Намазов и Расим Мусабеков отметились нотками реализма.
На самом деле соотношение голосов -- тревожный сигнал и для Азербайджана. В Баку не могут не понимать этого. Поддержала его только половина из 57 государств -- членов Организации Исламская Конференция (ОИК), которая всегда была на его стороне в карабахском конфликте. Как раз накануне в Сенегале прошел саммит ОИК, но добиться там большего Баку не смог. Из хорошо знающих этот конфликт участников СНГ и Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (МГ ОБСЕ) за резолюцию проголосовали лишь члены ГУАМ (Грузия, Украина, сам Азербайджан и Молдова), а также Узбекистан. Поддержала Баку и всегда проазербайджански настроенная Турция.
Целая сотня воздержавшихся говорит сама за себя, к тому же еще 46 делегаций ушли от участия в голосовании. То есть 146 из 192 членов ООН предпочли не связывать себя этой резолюцией, а еще семеро выступили против нее. Естественно, среди них Армения. Но главное тут -- три сопредседателя МГ ОБСЕ (Россия, США, Франция), прямо занимающиеся карабахским урегулированием. В совместном заявлении они назвали инициативу Баку односторонним, несвоевременным и контрпродуктивным шагом. И об этом они не раз заранее говорили представителям Азербайджана.
В Баку теперь вновь заостряют критику посредников, намекают на гипотетическую возможность их замены, будто кто-то может сделать это односторонне, даже грозят пересмотреть отношения с тремя державами. Пытаются провозгласить резолюцию ГА ООН принципиальной основой урегулирования, хотя хорошо знают, что она носит лишь рекомендательный характер. Причем звучит все это оттуда, где более года в 1993--1994 годах не выполняли резолюции Совбеза ООН и их ключевое требование о прекращении военных действий, без чего невозможно было рассчитывать на выполнение другого требования: об освобождении оккупированных земель. Кроме перемирия, ни одно требование четырех резолюций и поныне не выполнено сторонами.
Сейчас МИД России подтвердил готовность продолжить активное посредничество совместно с США и Францией для завершения согласования базовых принципов разрешения конфликта. Но не обманут ли ожидания мирного урегулирования в Карабахе?
Последние события еще выпуклее высвечивают особенности положения там. Ведь ни в одном другом конфликте нет такого настроя на силовой реванш, о котором открыто говорят даже высшие официальные лица Азербайджана. Одна из особенностей карабахского урегулирования состоит в том, что прекращение огня в мае 1994 года было достигнуто не только без размещения международных наблюдателей или миротворческих сил, но и без обычно применяемого обоюдного развода сторон от линии их соприкосновения на тот момент. Не случайно сегодня нигде нет столько инцидентов, как вокруг Карабаха, и такого роста военных расходов, особенно в Азербайджане.
Уже ясно, что в 2008 году из-за президентских выборов в Армении в феврале и в Азербайджане в октябре в урегулировании нагорно-карабахского конфликта не будет сдвигов. Но надо готовиться к последующим годам. Первая задача -- идейно и морально развенчать и преодолеть устремления решить проблему силой. При этом нельзя исключать новых обострений в зоне конфликта. Хотя ситуация и так достаточно сложная после боевого столкновения 4 марта -- самого крупного за 14 лет перемирия. Армяне за тот день насчитали восемь погибших у азербайджанцев и двоих раненых у себя. Минобороны Азербайджана признало гибель четверых своих бойцов и ранение одного, но утверждает, что у армян 12 убитых и 15 раненых.
После этого сопредседатели МГ ОБСЕ наконец-то напомнили о необходимости выполнять соглашение об укреплении режима прекращения огня, которое определило порядок улаживания инцидентов на линии соприкосновения. Ереван и Степанакерт давно заявили о готовности вернуться к его выполнению, если азербайджанская сторона поступит так же. Однако Баку делает вид, будто и не ведает о соглашении, заключенном в феврале 1995 года с прямого одобрения президента Гейдара Алиева, провозглашенного посмертно общенациональным лидером Азербайджана. Это ставит коренной вопрос -- будут ли стороны конфликта выполнять подписываемые соглашения?