|
|
N°43, 17 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без электроники
Всего семь машин добрались до финиша
Первая гонка чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» на трассе в Альберт-парке австралийского Мельбурна закончилось сенсационным сходом сразу 14 машин, нелепой дисквалификацией самого опытного гонщика и уверенной победой Льюиса Хамильтона из команды «Макларен-Мерседес». Второе место занял Ник Хайдфельд («БМВ-Заубер»), третье -- Нико Росберг из «Уильямс-Тойоты», для которого это первый финиш на подиуме.
Первая гонка сезона сразу выявила больше проблем в готовности гонщиков и техники к новым правилам, чем все тесты за почти четырехмесячную паузу межсезонья. Ужесточившимся требованиям к надежности коробки передач (четыре гонки без замены) нашлось применение уже на первом Гран-при. И первым пострадавшим стал Тимо Глок, заменивший в «Тойоте» Ральфа Шумахера. Отлично проведенная квалификация принесла немцу неплохое девятое место на старте, но поломка КП отбросила его на пять позиций назад. А после внимательного изучения судьями эпизода с блокировкой Глоком машины Марка Уэббера Тимо оштрафовали еще на пять мест.
Вряд ли кто-то будет спорить, что в прошлом году Кими Райкконен выиграл чемпионский титул благодаря счастливой случайности. И теперь от Айсмэна ждут доказательства правомерности прошлогоднего успеха. Однако добиться этого, как показало первое же серьезное испытание, будет непросто. На зимних тестах «Феррари» и ее лидер выглядели настолько безупречно, что возникали серьезные опасения за интригу начинающегося чемпионата. Но спорт тем и хорош, что в нем есть место непредсказуемости. Проблемы с давлением топлива испортили квалификацию Райкконену. Его машина замерла на пит-лейн во время второй сессии, и Кими пришлось стартовать с 15-го места. К тому же не заладились дела и у напарника финна Фелипе Массы. Хотя его четвертый результат не столь уж и плох, но пропускать вперед Роберта Кубицу из «БМВ-Заубер» бразильцу не стоило.
Впрочем, Кубица уступил только Хамильтону. Этот поул стал для англичанина седьмым в его недолгой карьере, но главное -- этот результат позволил ему сразу утвердиться в роли командного лидера. К сожалению, 10-е место Фернандо Алонсо на стартовой решетке лишило нас такого интересного сюжета, как противостояние бывших партнеров. «Рено» пока не позволяет испанцу мечтать о победах не только в гонке, но и в квалификации. Но по крайней мере ему удалось справиться с машиной, чего напрочь не получилось у другого пилота французской команды, Нельсона Пике. Квалифицировался он 20-м, а в гонке и вовсе сошел из-за технических проблем.
На тренировках и во время квалификации стало очевидно, что многие пилоты, лишившись помощи хитроумных электронных систем, запрещенных с этого сезона, не до конца приспособились к новым условиям. Многочисленные, хотя и несложные повороты и изгибы трассы в Альберт-парке требуют от гонщика постоянной концентрации. Получилось не у всех. Уже в первом повороте не удержал машину Фелипе Масса. После столкновения с отбойником бразильцу пришлось ехать в боксы для смены носового обтекателя. Более тяжелые последствия имела авария с участием сразу пяти машин из арьергарда пелотона: Марк Уэббер, Дженсон Баттон, Энтони Дэвидсон, Себастьян Феттель и Джанкарло Физикелла дебютную гонку закончили в первом повороте.
После того как трассу очистили от обломков и машина безопасности освободила дорогу для повторного старта, выяснилось, что соревноваться в скорости с «Маклареном» Хамильтона в этот день не удастся никому. Уверенно лидируя, англичанин мог позволить себе не нервничать и спокойно увеличивать отрыв от преследователей. И Кубица, и Ковалайнен больше думали о сохранении своих позиций, на которые сразу повела атаку группа из нескольких машин, в числе которых оказалась и «Феррари» Райкконена.
Финн отлично стартовал, отыграл сразу восемь позиций и останавливаться на этом не собирался. Вот только иногда его маневры выглядели излишне рискованными. Когда в середине гонки у него появился отличный шанс обогнать своего соотечественника Ковалайнена и выйти на третье место, Кими допустил непростительную для чемпиона ошибку и закончил обгон в гравии. Хорошо еще, что ему удалось выбраться оттуда, не повредив болид. Это случилось уже после того, как на трассе вторично побывал сафети-кар: не поделили дорогу Дэвид Култхард и Масса. «Ред Булл» ветерана «Формулы-1» оказался разбит, и асфальт вновь усыпали обломки. Бразилец остался на трассе, но через несколько кругов тоже вынужден был сойти из-за механических проблем.
Фактор неожиданности, вносимый этими авариями, превращал стратегию пит-стопов в лотерею. Кими Райкконен не успел заехать на дозаправку перед аварией Култхарда и рисковал остаться без горючего в баках. Несчастливый билет достался Рубенсу Баррикелло. Опытный бразилец затянул со своим вторым пит-стопом, и когда в баках его «Хонды» бензина почти не осталось, над трассой вновь взметнулись желтые флаги, и машина безопасности включила проблесковые маячки. На этот раз причиной этого стал Тимо Глок, чей полет через поребрик закончился жестким приземлением и поломанной подвеской. Пока все машины не выстроятся за сафети-каром, пит-лейн считается закрытым. Но Баррикелло уже ничего не оставалось, как свернуть в боксы, игнорируя запрет. В результате отличная гонка самого опытного пилота в современной «Формуле-1» обернулась конфузом. Рубенса наказали десятисекундной остановкой на пит-лейн, а после того как он, отбыв штраф и возвращаясь на трассу, не заметил красный сигнал светофора, и вовсе дисквалифицировали.
Еще несколько столкновений и поломок техники привели к тому, что финишную черту пересекли только семь машин. Среди которых уже не было ни одной «Феррари». Райкконен долго боролся с преследующими его Ковалайненом и Алонсо, но красная машина не выдержала бурной концовки и замерла, когда до финиша оставалось всего четыре круга. В это время он был уже девятым. Только дисквалификация Баррикелло позволила чемпиону набрать первое очко в новом сезоне. Последний раз сразу две машины скудерии не смогли финишировать в 2006 году здесь же, в Австралии. И этот провал чемпионской конюшни и стал главной неудачей первой гонки чемпионата.
Алонсо же добился своей маленькой личной победы. В борьбе с «Маклареном» Ковалайнена у его «Рено», казалось, нет шансов. Но дебютанту Хекки Ковалайнену еще многому надо учиться. И прежде всего не нажимать разные кнопки на руле в неподходящий момент. Именно переключение на режим ограничения скорости на пит-лейн лишило финна заслуженного четвертого места, а его шефа радости от маленькой мести гонщику, с которым у него не сложились отношения. Но ведь осталась большая радость от победы Льюиса Хамильтона.
Результаты. Гран-при Австралии. 1. Хамильтон («Mакларен») -- 1 час 34 мин. 50,6 сек. 2. Хайдфельд («БМВ-Заубер») -- отставание 5,4 сек. 3. Росберг («Уильямс») -- 8. 4. Алонсо («Рено») -- 17. 5. Ковалайнен («Макларен») -- 18. 6. Накадзима («Уильямс») -- 1 круг. 7. Бурдэ («Торо Россо») -- 2 круга. 8. Райкконен («Феррари») -- 3 круга.
Дмитрий СИТНИК