|
|
N°42, 14 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Божественная астрофизика
Премию за прогресс в духовных науках получил давний коллега Иоанна Павла II
12 марта было объявлено имя очередного лауреата самой дорогостоящей научной награды мира -- Темплтоновской премии. 820 тыс. фунтов стерлингов (1,6 млн долл.) получит 72-летний Михал Геллер, польский астрофизик, математик, а также католический священник и теолог. Он получил известность как исследователь проблем релятивистской космологии, однако со временем стал известен и как философ, занимающийся проблемами взаимоотношения христианских воззрений и науки. Сейчас Геллер работает в Ватиканской обсерватории, расположенной в папской резиденции «Кастельгандольфо».
Премия, которую 7 мая в Букингемском дворце вручит Михалу Геллеру герцог Эдинбургский Филип, основал известный американский меценат Джон Темплтон. Не сильно преувеличивая, можно сказать, что Темплтоновка -- это своеобразная «антинобелевка», или скорее некая религиозная альтернатива Нобелевской премии. Темплтон был глубоко верующим человеком и был весьма озабочен тем, что самая знаменитая награда на земле вручается ученым, литераторам или даже подчас циничным политикам (если вспомнить про премию мира). Поэтому меценат счел, что нужна другая премия, более соответствующая христианскому мировоззрению.
Чтобы получить эту награду, можно, например, быть знатным богословом или влиятельным духовным лидером. Так чаще всего случалось в первые годы существования Темплтоновки. Тогда премией отмечали тех, кто добился «прогресса в развитии религии». Ее, например, присуждали Александру Солженицыну и матери Терезе. Однако в последнее время (с 2001 года) чаще всего выбирается человек, обладающий комбинацией талантов. Американский миллиардер сочетал в себе христианскую веру с уверенностью в благотворности научного прогресса. Поэтому Джону Темплтону хотелось бы выделять и тех, кто умел совмещать в себе науку с религией. То есть специалистов, которых можно считать и учеными в обычном смысле этого слова, и мыслителями, приближающими человечество к пониманию сути религиозных проблем.
К примеру, два года назад Темплтоновку вручили британцу Джону Барроу, который отличился как физик-теоретик, изучавший гипотетический «антропный принцип», на основе которого созданы законы Вселенной (подробнее об этом см. «Время новостей» от 20 марта 2006 года). В прошлом году премия досталась канадскому философу Чарльзу Тейлору, который считает, что современным общественным наукам (в частности, социологии) недостает понимания важности духовного начала. На этот раз награда нашла Михала Геллера, который всегда считал, что для объяснения того, как устроена Вселенная, не обойтись без первопричины. Той самой первопричины, о которой рассуждали и отцы церкви вроде Фомы Аквинского, и классики западной философии.
Вот приведенная в сообщении о награждении Геллера характерная для него цитата: «Различные процессы во Вселенной могут быть представлены как последовательность состояний, и каждое предыдущее состояние есть причина следующего. Всегда есть динамический закон, описывающий, как одно состояние порождает другое. Но динамические законы выражаются в виде математических уравнений, и если мы спрашиваем о причине (существования. -- Ред.) Вселенной, то мы должны спрашивать о причине (существования. -- Ред.) математических законов. Но так мы возвращаемся к великому проекту Бога, думающего о Вселенной, к вопросу о первопричине».
Лауреат этого года отличается весьма любопытной и бурной биографией. Геллер в послевоенные годы получил религиозное образование и в 1959 году был рукоположен в священники в польском Тарнове. Потом он окончил еще и философский факультет, написав диплом о философских аспектах теории относительности, а в 1966 году защитил докторскую диссертацию по релятивистской космологии. Власти социалистической Польши Геллера недолюбливали, но работать по специальности позволяли. А в 1977 году ученому ксендзу позволили выехать из страны.
В 1986 году Геллер осел в Ватиканской обсерватории. Этому, возможно, способствовало знакомство с понтификом Иоанном Павлом II, с которым астроном-философ общался еще в Польше. В 60-х годах архиепископ Краковский Кароль Войтыла собирал при себе научно-теологический кружок, который посещал и молодой ученый Михал Геллер. Позднее кружок стал «Центром междисциплинарных исследований» и слился с факультетом теологии университета Кракова. В свете этого знакомства через два десятка лет мало кого могло удивить появление астрофизика в папской резиденции. Кстати, лауреатские деньги, полученные от фонда Джона Темплтона, Геллер собирается вернуть в Краков: они пойдут на создание Центра Коперника при Ягеллонском университете и Папской академии теологии.
Владимир ДЗАГУТО