Разработчики регионального закона о борьбе с коррупцией не верят в его эффективность
На днях в Торгово-промышленной палате Нижегородской области прошел «круглый стол», посвященный злободневной, практически вечной теме --
борьбе с коррупцией. На него были приглашены нижегородские предприниматели, которые, как предполагалось, должны были поделиться своим опытом в данном вопросе. Однако деловые люди дружно проигнорировали мероприятие властей. По мнению председателя комитета по противодействию коррупции при региональной ТПП Антонины Чупровой, нижегородские предприниматели «признают необходимость борьбы с коррупцией, но сами пока не готовы принимать в ней активное участие».
В прошлом году
в Нижегородской области прошла так называемая «Декада без взяток». В ходе акции местных предпринимателей анонимно спрашивали об их отношении к коррупции. Итоги акции оказались неутешительными для власти. По данным социологического опроса, 89% нижегородских бизнесменов сталкиваются с коррупцией систематически. Наиболее часто нарекания представителей малого и среднего бизнеса вызывало халатное отношение к своим обязанностям сотрудников городской и районных администраций (52%), милиции (38%), работников органов здравоохранения (37%), налоговой службы (22%), санитарно-эпидемиологического надзора (13%), пожарной службы (15%). Предприниматели отметили высокий уровень коррумпированности государственных и муниципальных структур в регионе. Лишь 17% респондентов никогда не давали незаконное вознаграждение должностным лицам, а 19% делают это систематически. При этом 62% опрошенных подчеркнули, что инициатором получения вознаграждения выступали сами чиновники. В остальных 38% случаев инициатива исходила от самих опрошенных.
Предприниматели пока предпочитают либо вообще не распространяться на скользкую тему, либо спрашивать у верховной власти напрямую. Например, на встрече в Нижнем Новгороде тогда еще кандидата в президенты Дмитрия Медведева с общественностью за три дня до выборов нижегородский предприниматель задал г-ну Медведеву ожидаемый многими вопрос: «Насколько жестко будете бороться с коррупцией?» «А как надо? Жестко?» -- переспросил кандидат в президенты. Из дальнейшей речи Дмитрия Медведева стало ясно, что бороться собираются жестко и что в ближайшие месяцы будет подготовлен национальный план по борьбе с коррупцией. Что в результате из этого получится, никто пока не знает. Однако региональные власти пытаются, как могут, соответствовать федеральной повестке.
Например, в законодательном собрании Нижегородской области недавно приняли во втором чтении проект регионального закона «О противодействии коррупции в Нижегородской области». Нижегородские парламентарии сетуют, что создание регионального закона осложнено отсутствием соответствующего федерального документа, поэтому регионы вынуждены изобретать велосипед сами.
В частности, предложено ввести в регионе этический кодекс поведения государственных и муниципальных служащих. По словам доцента Нижегородской правовой академии Ирины Боковой, российским законодательством не установлен нижний предел взятки. Поэтому сегодня осудить человека можно даже за бутылку коньяка, принятую в подарок. Просто потому, что должностным лицам принимать подарки запрещено. По мнению разработчиков этического кодекса, введение подобных правил позволило бы предусмотреть случаи, когда чиновник может без зазрения совести принять подарок, а когда он должен обязательно спрашивать разрешение у начальства.
Мнения относительно действенности нижегородского антикоррупционного закона среди представителей различных ветвей власти порой диаметрально противоположные. «Контроль нового закона будет вести областное правительство, что означает: сами себя мониторим, сами себя контролируем, -- считает бывший вице-спикер законодательного собрания Нижегородской области Роман Антонов. -- На мой взгляд, этой проблемой должны заниматься и другие органы власти, например региональная общественная палата».
Областное правительство думает иначе: «Оценивая закон, депутатам нужно посмотреть на себя, поскольку масса депутатов законодательного собрания одновременно с работой в региональном парламенте занимается предпринимательской деятельностью, -- считает представитель правительства Нижегородской области в Совете Федерации Александр Подлесов. -- Пока депутаты будут заниматься бизнесом, они не имеют права спрашивать с исполнительной власти».
Пессимистические настроения относительно успешности борьбы с коррупцией преобладают у самих разработчиков регионального законопроекта. «Как не смогли создать идеальный антикоррупционный закон 15 субъектов федерации, так и для Нижегородской области это неосуществимо», -- считает заместитель директора государственно-правового департамента областного правительства Леонид Литвиненко. «Без участия самих представителей бизнеса борьба с коррупцией безнадежна, а новые законы и нормативные акты бесполезны», -- вторит ему председатель комитета по противодействию коррупции при региональной ТПП Антонина Чупрова.
По словам начальника оперативно-розыскного бюро при МВД по Приволжскому федеральному округу Игоря Макарова, «даже задержанным с поличным взяточникам зачастую удается избежать уголовной ответственности». Анализ судебной практики по делам данной категории свидетельствует, что основополагающий принцип законности -- неотвратимость ответственности за содеянное преступление -- «реализуется лишь в отношении каждого четвертого-пятого изобличенного взяткополучателя». «К сожалению, закон не един для всех, и должностным лицам, которые имеют хорошие связи, гораздо легче избежать наказания», -- сообщил Игорь Макаров то, что все и так прекрасно знают.