Похоже,
Россия пока не готова пойти на признание независимости непризнанных республик на постсоветском пространстве -- Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Такой вывод можно сделать по итогам первых после
самопровозглашения независимости Косово и ее признания рядом государств парламентских слушаний в Госдуме РФ. Даже настроенные гораздо более радикально, чем представители исполнительной власти, депутаты готовы предложить этим республикам лишь так называемый "отложенный статус" (то есть отложить решение о признании независимости на неопределенный срок) и рекомендовать МИДу открыть в них российские миссии -- нечто вроде квазипосольств.
Комитет Госдумы по делам СНГ провел вчера парламентские слушания, посвященные проблемам так называемых непризнанных республик -- Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Признание в одностороннем порядке независимости Косово послужило для них прецедентом, и они попытались в очередной раз убедить своего главного политического союзника -- Россию признать их независимость соответственно от Грузии и Молдавии.
Представители законодательной власти непризнанных республик, участвовавшие во вчерашних слушаниях, в один голос утверждали, что и Абхазия, и Южная Осетия, и Приднестровье имеют больше оснований добиваться независимости, чем Косово. Некоторые депутаты Госдумы также высказывались в пользу немедленного признания суверенитета этих республик. Однако в итоге участники слушаний ограничились рекомендациями правительству рассмотреть вопрос о формате взаимодействия с непризнанными республиками и об открытии на их территории российских миссий.
Как сообщил журналистам глава думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, представитель ЛДПР Алексей Островский, проект заявления Госдумы, касающегося статуса непризнанных республик, будет подготовлен в ближайшее время. «В понедельник (17 марта. --
Ред.) состоится внеочередное заседание нашего комитета, на котором мы подведем итоги сегодняшним слушаниям по проблемам Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья и подготовим проект заявления Государственной думы, который внесем на рассмотрение Совета палаты во вторник. И на следующей неделе, я уверен, палата рассмотрит этот документ. Мы предлагаем правительству рассмотреть вопрос о возможности открытия любых миссий на территории этих республик -- дипломатических, торговых и иных. Но нам бы хотелось, чтобы эти миссии были открыты по линии МИДа», -- сказал г-н Островский.
Уже сегодня Дума планирует рассмотреть заявление о сотрудничестве с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. «Россия не может быть безучастной
в свете настойчивого стремления руководства Грузии решить проблему непризнанных территорий силовым путем», -- считает глава комитета. Именно поэтому, по его словам, депутаты предложат правительству «рассмотреть вопрос об изменении формата отношений в силу того, что внешняя политика нашего государства формируется не законодательными органами власти, а президентом нашей страны посредством МИДа».
«Мировое сообщество должно осознать, что отныне процесс урегулирования конфликтов на территории СНГ не может рассматриваться в ином контексте, кроме как в тесной связи с косовским решением, -- заявил г-н Островский на парламентских слушаниях. -- Россия сделала все возможное, чтобы сохранить урегулирование вопроса Косово в рамках международного права. Защищая суверенитет Сербии, Москва одновременно защищала целостность Грузии и Молдавии, однако столкнулась с жесткой оппозицией со стороны США и больших стран Европы, и это должно послужить горьким уроком, прежде всего для Тбилиси и Кишинева, потому что после косовского прецедента вряд ли суверенитет этих государств будет так рьяно и последовательно защищать кто-либо другой, кроме России».
В то же время депутат отметил, что ему внушает определенный оптимизм готовность со стороны Молдавии к разрешению спорных проблем мирным способом за столом переговоров. «К сожалению, этого нельзя сказать о позиции нынешнего руководства Грузии», -- сказал г-н Островский.
Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска заметила, что признание независимости Косово от Сербии дестабилизировало международные отношения: «Нарушения территориальной целостности стали нормой мировой политики. Сегодня очевидно, что дорогу к независимости Косово открыли США. К ним присоединились некоторые страны Западной Европы, преследуя цель разрушить режим Слободана Милошевича». Г-жа Слиска подчеркнула, что Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье «де-факто десять лет являются независимыми, самостоятельно решают проблемы, обеспечивают безопасность от внешних угроз».
Затем с докладами выступили представители законодательной власти всех трех непризнанных республик. Они сходились во мнении о косовском прецеденте и утверждали, что их республики имеют гораздо больше прав на суверенитет.
Председатель Народного собрания Абхазии Нугзар Ашуба обратился к депутатам с просьбой предпринять реальные шаги для признания независимости его государства. По его мнению, «внутренне готовы к признанию независимости Абхазии и в Тбилиси», поскольку таким образом «они избавятся от бремени ожидания войны».
«Попытка признать за Косово больше прав на независимость, чем за Южной Осетией и Абхазией, является попыткой применения двойных стандартов в международной политике», -- сказал заместитель председателя парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты. Он подчеркнул, что народ Южной Осетии добивается «справедливого решения -- признания независимости». Г-н Дзиццойты заявил, что сегодня Южная Осетия обладает всеми признаками независимого государства, а поэтому есть «необходимые условия для ее международного признания». Он отметил, что Южная Осетия -- это территория с четко очерченными границами и постоянным количеством населения, здесь сформировано и действует правительство, регулярно избираются президент и парламент, есть свой герб, гимн, флаг, конституция. Кроме того, напомнил парламентарий, около 90% населения в Южной Осетии имеют российское гражданство. «Южная Осетия не несет ответственности за развал Советского Союза и не должна страдать из-за безответственных решений отдельных лидеров бывших советских республик, отдавших автономии на откуп руководству республик, невзирая на результаты референдума о сохранении СССР», -- сказал г-н Дзиццойты.
Председатель Верховного совета Приднестровской Молдавской республики Евгений Шевчук также убежден, что у Приднестровья «гораздо больше юридических и исторических оснований для отделения, чем у Косово». Он предложил депутатам в кратчайшие сроки пересмотреть формат взаимоотношений с Приднестровьем и принять меры по созданию максимально благоприятного режима торговли с республикой.
Участники парламентских слушаний помимо рекомендации правительству открыть на территориях непризнанных республик российские миссии высказались за подготовку предложений по организации беспошлинного ввоза в Россию товаров, произведенных на предприятиях с российским участием на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Предлагается также развивать всестороннее социально-экономическое и гуманитарное сотрудничество субъектов России с этими республиками.
А уже после слушаний Алексей Островский высказался за придание непризнанным республикам «отложенного статуса», что, по его мнению, будет шагом к их легитимизации.