Генеральная схема размещения энергообъектов до 2020 года пестрит недоделками и даже стратегическими ошибками
Российское правительство вчера опубликовало то, что более двух лет скрывали РАО «ЕЭС России» и Минпромэнерго, -- Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.
Как известно, премьер Виктор Зубков утвердил ее 22 февраля (см. «Время новостей» от 28 февраля), при этом работа над ней велась почти три года. Однако никто никогда не разглашал, когда и какие именно электростанции и энергосетевые объекты будут построены в том или ином месте. В итоге документ оброс домыслами и различными предположениями относительно того, насколько он жизнеспособен. Вчера он был опубликован, и эксперты еще только начали его изучать -- в нем 119 страниц. Но даже поверхностный взгляд на генсхему позволяет говорить о том, что в утвержденном энергоплане, который глава РАО Анатолий Чубайс называет «ГОЭЛРО-2», весьма много странных положений, которые абсолютно точно будут исправлены.
Генсхема разделена по типам электростанций -- атомные, гидравлические и тепловые установленной мощностью свыше 300 МВт, а также включает в себя магистральные энергосетевые объекты. Каждый из разделов строится по географическому принципу. В генсхеме учтены не только электростанции, которые будут построены или модернизированы, но и те, с которыми до 2020 года ничего не произойдет (с какой целью это сделано, понять сложно, нельзя исключать, что авторы схемы заранее подготовились к ее корректировке). Для некоторых новых станций даже не придуманы названия -- написано, например, «Новая ТЭС в Сахалинской области» или «Новая кузнецкая ТЭС в Кемеровской области». Вид топлива указан для каждой тепловой станции, причем иногда указан даже регион добычи угля.
В РАО, которое в последнее время старалось держаться в стороне от разработчиков схемы и утверждало, что разработчиком является не оно, а Минпромэнерго, вчера с удовольствием повторили тезисы г-на Чубайса о том, что «после плана ГОЭЛРО это первый программный документ, который дает представление о модели развития электроэнергетики страны и гарантирует надежность энергообеспечения потребителей». «Созданы ориентиры для инвесторов, -- говорит глава департамента энергохолдинга по работе со СМИ Маргарита Нагога, -- так как строительство генерации увязано со строительством сетей. Конкретные объекты могут в будущем немного изменяться, но структура схемы позволяет отрасли наиболее сбалансированно развиваться».
Впрочем, главный критик менеджеров РАО, бывший замминистра энергетики Виктор Кудрявый утверждает, что раз г-н Чубайс такое говорит, то «он еще не видел настоящего сбалансированного плана -- ГОЭЛРО». В том документе, вспоминает он, «было расписано все до каждого гвоздя, до каждого строймонтажника». В нынешней же схеме, указывает он, нет ни слова о том, что уже сейчас сроки поставки энергоблоков сдвигаются на год, а то и на два. Нет в нем и гарантий поставок топлива. «Это сейчас угольщики говорят, что они будут добывать определенные объемы угля. Но это они говорят. А кто в правительстве даст гарантию, что именно столько будет добываться конкретной марки энергетического угля через 10--15 лет? -- возмущается он. -- То же самое и по газу -- тут даже «Газпром» в ряде случаев не дает гарантий». Поэтому главная проблема схемы, считает он, в том, что в России по большому счету нет структуры, которая способна реализовать такую амбициозную программу. Поэтому, считает он, она будет еще много раз переписываться, а для страны это плохо.
Корректировки генсхемы действительно будут проходить. Во-первых, об этом написано в самом этом документе. Во-вторых, этого требует премьер, который в своем распоряжении обязал Минпромэнерго, Минэкономразвития и «Росатом» ежегодно в первом квартале докладывать правительству ход исполнения генсхемы. Эти же органы власти должны создать регламент по изменению документа, а Минпромэнерго еще и создать систему прогнозирования спроса на электроэнергию и мощность, а также топливный баланс.
В-третьих, сама схема не решает многих вопросов и, как считают специалисты, даже содержит стратегические ошибки. В частности, в документе записано, что на Петровской ГРЭС, которая будет построена в Подмосковье, необходимо поставить минимум один, максимум три энергоблока мощностью 660МВт, которые будут работать на кузнецком угле. Гендиректор «Мосэнерго» Анатолий Копсов, который занимается разработкой инвестпроекта, не раз говорил, что наиболее предпочтительный вариант, конечно, чтобы ГРЭС была газовой. Но раз «Газпром», который сейчас контролирует «Мосэнерго», против роста газовой генерации, можно предусмотреть, чтобы на ГРЭС были газовые и угольные блоки. Угольные не совсем приемлемы, потому что, во-первых, они сильнее загрязняют экологию, а во-вторых, для подвоза угля нужно строить железную дорогу, согласовывать планы с РЖД и решить еще много разных вопросов. Расширение же газопровода могло бы стать более оптимальным вариантом, но против него выступает «Газпром». В итоге даже г-н Чубайс говорил, что Петровская ГРЭС должна быть смешанного типа по топливу. При этом, говорят в РАО, было бы логично, чтобы столь мощная электростанция потребляла уголь, добываемый как можно ближе -- в так называемом Московском угольном бассейне. Почему же в генсхеме указан кузнецкий уголь -- загадка. В общем, добавляют в энергохолдинге, очевидно, что окончательного решения по Петровской ГРЭС еще не принято.
Еще один пример -- строительство Эвенкийкой ГЭС мощностью 8000 МВт с вводом в 2016--2020 годах. «ГидроОГК» сомневается, что сможет самостоятельно ее построить, и предлагает обсуждать различные варианты финансирования проекта. Решения нет, но ГЭС все равно записана в генсхему.
Что касается Калининградской энергосистемы, то в утвержденном документе, говорят эксперты, вообще записана опасная схема ее развития. Предполагается достроить второй энергоблок Калининградской ТЭЦ-2 (это осуществит совместное предприятие, в котором контроль будет за «Газпромом») и больше ничего не строить. Опасность же состоит в том, что через несколько лет, когда спрос существенно вырастет (ведь как на днях Владимиру Путину обещал губернатор Георгий Боос, промышленность региона будет стремительно развиваться), в случае аварийной ситуации со вторым блоком половина области будет обесточена, и спасти ситуацию смогут только поставки энергии из Литвы. С точки зрения национальной безопасности это далеко не самое лучшее решение. Ранее звучали предложения построить еще и атомную станцию в Калининграде, однако в генсхеме ничего подобного нет. Вероятно, это связано с тем, что избыток энергии, вырабатываемой АЭС, пришлось бы экспортировать и тем самым конкурировать с «Газпромом», поставляющим газ на электростанции соседних с Калининградской областью стран. В любом случае очевидно, что в планах по энергогенерации в анклаве точка еще не поставлена.
Также не решен и вопрос по Северо-Западной ТЭЦ.. Как известно, ее второй энергоблок, построенный в ноябре 2006 года, до февраля простаивал, а сейчас иногда несет нагрузку -- когда удается закупить газ для него на бирже по ценам, позволяющим не работать в убыток
(см. «Время новостей» от 6 марта). ТЭЦ спроектирована под четыре блока -- подпись под такими планами, как говорили на станции, ставил лично Владимир Путин во время работы в мэрии Санкт-Петербурга, однако до 2020 года согласно генсхеме увеличивать ее мощность не планируется. Факт включения этой электростанции в документ можно объяснить лишь надеждой на то, что «Газпром» изыщет возможность для поставок газа. Но опыт Калининградской ТЭЦ показывает, что это возможно только путем передачи контроля над станцией газовому монополисту.
Различных недоделок и ошибок в генсхеме много, говорят участники рынка. Поэтому в нынешнем виде этот документ практически никому не нужен. Но то, что его приняли, указывают они, хорошо -- этот факт позволит уже сейчас начать работу над корректировкой документа, то есть фактически над новой схемой.