Время новостей
     N°41, 13 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.03.2008
Антимонополия в акватории
ФАС обвиняет столичные власти в слишком рьяной борьбе с дебаркадерами
В конфликт между владельцами дебаркадеров и властями Москвы, который тянется в открытой форме еще с лета, вмешалась Федеральная антимонопольная служба -- она вступилась за плавучие офисы и рестораны, которые жаловались на притеснения столичных чиновников. В службе было принято решение возбудить дело в отношении правительства Москвы, МГУП «Мосводоканал», ГУП «Гормост», управления ГИБДД ГУВД г. Москвы и ОАО «Московская городская электросетевая компания» за нарушение закона «О защите конкуренции». Теперь специальной комиссии предстоит рассудить законность методов борьбы городских властей за чистоту акватории Москвы-реки.

Конфликт между московскими властями и дебаркадерами начался летом прошлого года. Тогда мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что многочисленные плавучие офисы, рестораны и гостиницы уродуют внешний облик города и Москвы-реки, а «в экологическом плане вообще являются террористами», поэтому в центре столицы им места нет. Градоначальник и его подчиненные обещали, что к закрытию навигации ни одного дебаркадера на реке не останется, однако, несмотря на несколько показательных акций (в одной из которых участвовал лично мэр Лужков), когда буксиры в буквальном смысле отрывали пришвартованные к набережным рестораны и офисы, они так и остались на своих местах.

По всей видимости, столичные чиновники просто предпочли решительным силовым действиям изнурительную бюрократическую борьбу: дебаркадеры пытались отключить от тепла, света и канализации, проходы к ним, вырубленные в каменных парапетах набережных, замуровывались, а рядом с плавучими офисами и ресторанами даже устанавливали знаки, запрещающие парковку, чтобы отбить у потенциальных клиентов желание их посещать.

«После таких вот действий московских властей, нарушающих законы, мы начали с ними судиться», -- рассказал «Времени новостей» представитель компаний ООО «Центр Гранат» и ООО «Альба Интел», владеющих несколькими дебаркадерами на Фрунзенской набережной, Владимир Никонов. В частности, пояснил г-н Никонов, с «Мосводоканалом» пришлось судиться из-за отключения водоснабжения и канализации на дебаркадерах, к ГУП «Гормост» были предъявлены претензии по заделке проходов в парапетах, а «Мосэнергосбыт» обвинили в незаконном отключении плавучих офисов и ресторанов от электричества. «Практически везде суд принял нашу сторону. Все эти решения мы и отправили в ФАС», -- рассказал Валерий Никонов и отметил, что, как только "мы не побоялись обратиться в суды", внимание столичных чиновников несколько ослабло.

В ФАС также полностью поддержали жалобы судовладельцев. Как говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте службы, «признаки нарушения антимонопольного законодательства усматриваются в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов». В ФАС полагают, что правительство Москвы, «Мосводоканал», «Гормост», управление ГИБДД ГУВД г. Москвы, «Московская городская электросетевая компания» вели «согласованные действия, которые приводят к устранению с товарного рынка хозяйствующих субъектов», несмотря на то, что владельцы дебаркадеров имели все разрешающие документы. В частности, в службе усматривают нарушение московским правительством и «подведомственными ему структурами» антимонопольного законодательства в случаях, когда мэрией были даны поручения отозвать ранее выданные разрешения на размещение дебаркадеров, на подключения их к инженерным коммуникациям, а также освобождения набережных от причалов для плавучих ресторанов и офисов. Кроме того, ФАС обвиняет ГИБДД ГУВД города Москвы в установке запрещающих стоянку автомобилей дорожных знаков по поручению столичного правительства.

Такое неожиданное решение службы, видимо, поставило обвиняемые в нарушении антимонопольного законодательства столичные власти в тупик: вчера чиновники отказывались от комментариев, а в мэрии, по данным нашей газеты, было даже собрано некое совещание, где обсуждалось, как быть с дебаркадерами.

Однако в «Мосэнергосбыте» все же признали, что действовали по распоряжению мэрии. «Да, мы действительно отключили семь дебаркадеров, в том числе один -- по решению суда. В остальных случаях мы выполняли предписания, полученные из мэрии. Но без оснований мы не один дебаркадер не отключили», -- сказал «Времени новостей» пресс-секретарь «Мосэнергосбыта» Сергей Козловский.

Примечательно, что ФАС не предъявляет претензии к «Росприроднадзору», на который владельцы дебаркадеров также неоднократно жаловались. «Мы имели претензии только к тем дебаркадерам, у которых не было документов. А московские власти против вообще всех дебаркадеров», -- заявил вчера "Времени новостей" замглавы «Росприроднадзора» Олег Митволь.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ