Президент Ингушетии Мурат Зязиков вчера отправил в отставку правительство республики. В соответствующем указе нет мотивировочной части, но сам глава региона объяснил, что после
избрания нового регионального парламента 2 марта 2008 года перед исполнительной властью республики пора ставить «более амбициозные задачи», а работать над их решением надо «в режиме постоянно открытого обмена мнениями с населением». Заодно с министрами уволены все главы районов и населенных пунктов, что на фоне
постоянной ингушской нестабильности делает отставку кабинета похожей прямо-таки на небольшой переворот.
Это было сравнительно «долгое» ингушское правительство -- Ибрагим Мальсагов возглавил кабинет министров еще летом 2005 года. До этого момента, как при Мурате Зязикове, так и при его предшественнике Руслане Аушеве, правительства в Ингушетии менялись иногда даже чаще. чем раз в год. Г-н Зязиков, который много раз с гордостью говорил об экономических достижениях самой маленькой северокавказской республики, вчера неожиданно отметил, что «несмотря на успехи, часть проблем осталась нерешенной».
Пока за решение этой "части проблем" в качестве и.о премьер-министра берется давний соратник Мурата Зязикова, первый вице-премьер уволенного кабинета Хава Евлоева, работавшая на разных должностях в правительстве практически с момента избрания нынешнего президента Ингушетии.
В знак расположения г-жа Евлоева была даже включена в список кандидатов в депутаты Государственной думы от «Единой России», хотя и не имела шансов получить депутатский мандат, поскольку значилась не на первой строке этого списка. Зато уже появились предположения о том, что исполнение ею обязанностей премьера продлится недолго, и свежеизбранный ингушский парламент, вполне вероятно, будет утверждать в должности премьер-министра единственного избранного депутата Госдумы от Ингушетии, представителея "Единой России" Билана Хамчиева.
Последний уже имел опыт руководства ингушским правительством при президенте Аушеве. Выдвижение его в Госдуму, как считают, сопровождалось обсуждением в Ингушетии и в Москве возможной замены самого Мурата Зязикова, и в числе потенциальных сменщиков назывался нынешний депутат. Хотя Кремль крайне неохотно идет на кадровые перемены в регионах под давлением, а
в Ингушетии это давление становится все более очевидным (подробнее об этом на стр. 4), в последнее время появились признаки возможной отставки г-на Зязикова.
В феврале президенту Ингушетии с "прощальной" формулировкой «за выполненную работу» вручили орден "За заслуги перед Отечеством" . Замена непопулярного президента, как показывает опыт других северокавказских республик, может хотя бы частично и временно снять остроту социально-политической напряженности. Поэтому можно представить, что отставка правительства Ингушетии не столько демонстрация силы политика, вокруг которого стало слишком много разговоров о предстоящей отставке, сколько, возможно, запуск процедуры смены власти.
Если в кресло премьера в Магасе действительно сядет Билан Хамчиев, можно будет уже с большой степенью уверенности предположить, как могут звать третьего президента Ингушетии -- Билан Хамчиев. Однако пока нет признаков, что обновленный кабинет возглавит именно г-н Хамчиев, и в возможные преемники г-на Зязикова он тоже далеко не единственный кандидат.
В конечном счете реальные кадровые решения в Ингушетии принимаются президентом Зязиковым и его администрацией, правительство же в его нынешнем составе играло сугубо техническую роль, поэтому, наверное, и продержалось так долго, по ингушским меркам.
Если выбор нового премьер- министра не окажется началом смены президента, все в республике останется по-прежнему. Существенно изменить состав кабинета президент Ингушетии не в состоянии просто по причине очень короткой «скамейки запасных»: большая часть ингушских чиновников такого уровня уже побывала в составе кабинета сейчас или совсем недавно, реальной смены персонала ждать не приходится. Следовательно, и качество работы кабинета едва ли станет существенно выше.
Впрочем, отставка кабинета могла и вовсе быть необходимым аппаратным ответом г-на Зязикова на
усилившуюся в последние месяцы критику его работы. В конце концов Мурат Зязиков абсолютно устраивает федеральных силовиков, которые, как умеют, воюют в Ингушетии с террористическим подпольем, не обращая внимания на то, что «издержки» этой войны выводят все больше местных жителей на митинги протеста. Источник в кремлевской администрации подтвердил, что федеральный центр не склонен менять регионального лидера "под давлением" -- такой шаг мог бы привести лишь к эскалации подобных требований и в других регионах. Что, учитывая сложные взаимоотношения местных элит, превратилось бы в настоящую кадровую чехарду. Следуя этой логике, стоит предположить, что решение об отставке могло бы последовать тогда, когда ее ожидания не будут столь очевидны.