Инициатива туркменских, казахских и узбекских производителей газа о переводе поставок в Россию на уровень европейских цен обозначила новый поворот в развитии энергетического сотрудничества в СНГ. Последствия этого решения затронут интересы многих -- России придется платить больше, подорожает газ для Украины, потеряют коммерческий смысл лоббируемые США и ЕС газопроводы из Центральной Азии в Европу в обход России. Об энергетической дипломатии Москвы на пространстве СНГ первый заместитель главы МИД России Андрей ДЕНИСОВ рассказал спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ.-- Трубопроводные проекты множатся в геометрической прогрессии. Вам не кажется, что Запад ведет против России «игру с нулевым результатом», стремясь оставить ее в проигрыше?-- Закладываемая сейчас конфигурация маршрутов доставки углеводородов от производителей к потребителям рассчитана на десятилетия. Подход к ним необходим максимально взвешенный и объективный, с обстоятельным экономическим обсчетом всех последствий. Для меня неприемлемы рассуждения вокруг этой важной проблемы в категориях «большая игра» или «соперничество». Речь не о боксе, а о реализации экономических проектов. Но политический ажиотаж сюда привнесен...
-- США втягивают Туркмению в игру против интересов России через Транскаспийский газопровод и «Набукко». Украинский премьер Юлия Тимошенко лоббирует «Белый поток», также ориентированный на туркменский газ, и критикует российско-украинское газовое сотрудничество...-- Оценки газовых ресурсов Туркменистана надо уточнять с учетом того, что эта страна уже взяла на себя объемные обязательства по поставкам газа странам-соседям. Я бы не сказал, что глава правительства Украины недовольна существующими отношениями с Россией как партнером в газовой сфере. Дело не в этих отношениях в целом, а в их конкретных параметрах: формулах расчетов и организации поставок, в своевременном подписании контрактов и выполнении их условий. Любой участник сделки вправе выражать неудовлетворение, но при этом надо предлагать другим ее участникам реалистичные и взаимоприемлемые варианты.
То, что сейчас работает, -- итог напряженных, порой драматических поисков, часто в ситуации жесткого цейтнота. В обеспечении бесперебойных поставок очень важен врачебный принцип «не навреди», что и показали события начала марта. А улучшать давайте вместе, чтобы это было приемлемо и для поставщика, и для транзитера, и для потребителя. Не надо все валить на политику. Это во многом проблема хозяйствующих субъектов. Компании должны договориться и выработать коммерческие условия. Государство не форум по проведению коммерческих операций. Оно должно создавать условия для разработки взаимовыгодной схемы.
-- Не мираж ли проект «Набукко», лоббируемый Еврокомиссией при поддержке США и предполагающий транспортировку каспийского газа в Европу в обход России?-- Как один из предлагаемых проектов он имеет право на существование. Но перспективы заполнения его газом неясны. А они должны быть гарантированными. Строить на авось такие технические конструкции невозможно. Для «Набукко» рассматриваются три потенциальных поставщика газа -- Азербайджан, Иран и Туркмения. Запасы углеводородов в Азербайджане велики, но не настолько, чтобы обеспечить прокачку 20--30 млрд кубометров газа в год. А меньшие мощности бессмысленны. Иран обладает вторыми в мире после России запасами газа. Но их еще нужно выявить и разработать, создать инфраструктуру. А это требует десятков миллиардов долларов. Говорить о «Набукко» можно исключительно в будущем времени, причем отдаленном. Туркмении же экономически выгоднее прокачивать газ по уже налаженным маршрутам. И от нас зависит, насколько благоприятные условия Россия как страна-транзитер ей предоставит.
-- Идущий через Россию Прикаспийский газопровод конкурентоспособен?-- С экономической точки зрения он намного обоснованнее других проектов. Ведь речь может идти в том числе и о расширении уже действующих трубопроводных систем, не справляющихся с необходимыми объемами газа. К тому же это не изолированный проект. Одновременно с Прикаспийским газопроводом, в котором участвуют Туркмения, Казахстан и Россия, обсуждается проект модернизации советского газопровода САЦ (Средняя Азия--Центр). В этом проекте к трем упомянутым странам добавляется Узбекистан, по территории которого газопровод САЦ частично проходит. Эта база, созданная еще в советские времена и продолжающая работать, не справляется с возрастающими потребностями.
Важно, что в рамках проекта взаимодействуют страны-производители. Казахстан, Узбекистан и особенно Туркмения с Россией заинтересованы в сотрудничестве по доставке своих энергоресурсов на внешний рынок. Так что есть основания полагать, что данный проект обоснованнее виртуальных вариантов типа «Набукко».
-- Варшава предлагает проект трубопровода «Янтарь» через Польшу и страны Балтии по суше как альтернативу российско-германскому «Северному потоку»...-- Интерес наших уважаемых польских, равно как и прибалтийских, соседей к прокладке газопровода «Янтарь» по их территории совершенно понятен. Это доходы от транзитных платежей. Но увеличение стран в транзитной цепочке усложнит взаимодействие. В проекте «Северный поток» производителя и потребителя будет разделять лишь море, через которое и пройдет труба. Поэтому сторонником «Северного потока» является не только Россия, но и Германия. Ведь наученные горьким опытом потребители тоже хотят обезопасить себя от ненадежных посредников.
«Энергетическая дипломатия» становится очень важной и специфической частью мировой дипломатии. В этой сфере всегда присутствует проблема долгосрочного выбора. Наша зависимость от Европы в сфере углеводородов сильнее, чем Европы от нас. Россия обеспечивает 25% потребления газа в Европе, но за счет торговли с ней мы обеспечиваем 85% своих доходов от торговли углеводородами. Разговоры о том, что Россия кому-то перекроет газовый кран, -- полный абсурд. Этим бы мы себя лишили доходов.