|
|
N°31, 20 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долгие проводы
Государство еще не скоро расстанется с киностудиями
Вчера в российском Министерстве культуры прошло заседание коллегии, посвященной «ходу реализации указов президента РФ от 4 апреля 2001 года». Речь в них шла о реформировании киностудий страны и создании системы единого государственного кинопроката.
Оба указа принимались в обстановке чрезвычайно нервной. Руководство крупных киностудий выступало против акционирования, объясняя свою позицию в основном тем, что новые собственники немедленно перепрофилируют производство, а если им это запретить, перейдут на производство исключительно порнофильмов -- и прощай высокое искусство. Появлению указов предшествовала общественная дискуссия о праве на коллекцию фильмов, остававшихся в течение всего смутного времени едва ли не единственным источником доходов студий.
В подготовленном министерством решении все эти сомнения были учтены. Фильмотеки студий выделялись в отдельные организации с сохранением статуса государственного унитарного предприятия -- фильмофонды, а производственные мощности оставлены киностудиям, превращенным в открытые акционерные общества со 100-процентным участием государства. Правда, на вопрос, сохранится ли столь полное государственное участие и в дальнейшем, следовал ответ, из которого следовало: продажа акций и явится источником тех средств на реконструкцию и развитие, которых так не хватает студиям сейчас.
С тех пор прошел год, и стало очевидно, что страхи и волнения во многом оказались преждевременными. Основное время у министерства ушло на приведение в порядок документального хозяйства студий, пришедшего за годы перестройки в полную юридическую негодность. Более-менее удалось пока подготовить дела Студии имени Горького, Свердловской и Красноярской киностудий (то есть завершить инвентаризацию имущества, кредиторской задолженности и пр.). Министр культуры России Михаил Швыдкой заявил в интервью Интерфаксу: «Главное -- уйти от такой формы управления, как государственное унитарное предприятие», подчеркнув, что ГУП -- «самая непрозрачная форма управления».
Надо отметить, что крупнейшая в стране киностудия «Мосфильм» -- главный форпост обороны против приватизации -- не имела и такой «непрозрачной» структуры. Студия обросла дочерними организациями и так запутала уставные документы, что привести их в порядок казалось почти нереальным. Однако на сегодняшний день признано, что устав «Мосфильма» соответствует государственным требованиям. На этом реформирование «Мосфильма» пока и остановлено. Руководитель киноконцерна Карен Шахназаров до сих пор остается убежденным сторонником сохранения государственного статуса студии. «Судьба «Мосфильма», где сконцентрировано до 70% всего производства российского кино, -- заявил он РИА «Новости», -- в связи с реорганизацией федеральных студий должна решаться особо. Я считаю, что в отношении огромного числа предприятий это разумно. Они в таком жалком состоянии, что другого выхода просто нет».
«Мосфильм» -- крупнейшее и единственное кинопредприятие отрасли, которое эффективно работает, развивается, перевооружается», -- считает Карен Шахназаров. Работу студии в действии решено было даже показать президенту, однако высокий визит пока отложен. Но зато стало понятно, что «Мосфильм» пока трогать не будут.
Хватает дел с другими студиями. О недобросовестном поведении директора Студии Горького Владимира Грамматикова на коллегии говорил Александр Голутва, и ясно, что эта студия, банкротство которой при участии Минкульта удалось предотвратить, одной из первых станет на путь реального акционирования. Удалось государству отстоять и другие предприятия -- РЦСДФ (Центральную документальную) и «Союзмультфильм», на коллекции которых покушались как раз недобросовестные приватизаторы. В реальности едва ли не самым главным оказался вопрос не об идеологии собственности, а о грамотном ведении дел. Без него даже такое простое действие, как опись уставного фонда, превращается в головоломку, а судебные иски зависят лишь от умелости ходатаев. Кроме того, студия студии рознь: одно дело «Мосфильм» с его гигантской территорией и коллекцией фильмов мирового уровня, другое -- Нижне-Волжская студия кинохроники, а требования Минюста и Минимущества ко всем одинаковы.
Вторая часть повестки отдана была делам созданного в августе прошлого года АО «Российский прокат». Его директор Виктор Глухов отрапортовал, что, мол, готова программа из 12 фильмов, которые от имени государственного проката поедут по стране. Существуют и утвержденные семь пунктов основных направлений деятельности АО. Но главная проблема создания федеральной сети государственных кинотеатров заключается в отсутствии первоначального капитала: денег нет даже на разработку схем финансирования существующих проектов и на разработку новых.
Алена СОЛНЦЕВА