Европейский прогноз развития авиации на постсоветском пространстве оказался щедрее американского
Европейский авиастроительный концерн Airbus вчера опубликовал свой прогноз развития глобального рынка коммерческих авиаперевозок на 20 лет вперед. В Москве его представил глава российского представительства Airbus Вадим Власов. По мнению авиастроительного предприятия, Россия и другие страны СНГ в период до 2026 года войдут в число крупнейших покупателей новой авиатехники. В мировой десятке стран -- лидеров по числу приобретенных самолетов Россия займет шестое место, а по количеству потраченных на это денег -- восьмое, считают аналитики европейского концерна. В абсолютных показателях наша страна, правда, сильно уступит таким великим авиатранспортным державам, как США и Китай. Зато опередит некоторые другие страны с прочной репутацией в этой области, например Японию (только по количеству самолетов, но не по капиталовложениям) и Францию (по обоим показателям). Примечательно, что эксперты Airbus оценивают потенциал авиационного рынка России и СНГ гораздо оптимистичнее, чем
их коллеги-конкуренты из американского Boeing, опубликовавшие аналогичный прогноз чуть больше месяца назад (см. «Время новостей» от 1 февраля).
Как сообщил г-н Власов, эксперты Airbus считают, что к 2026 году российские авиакомпании приобретут 921 новый самолет вместимостью более 100 пассажирских кресел, в том числе 128 широкофюзеляжных лайнеров и 793 узкофюзеляжных. В значительной степени эта техника пойдет на замещение ныне используемых самолетов, которые будут выводиться из эксплуатации в силу естественного старения. Сейчас, по данным Airbus, российские авиакомпании используют 528 лайнеров вместимостью более 100 кресел. Из них к 2026 году только 18 будут способны оторваться от земли. Из общего числа используемых к тому моменту 939 самолетов почти все будут куплены после 2006 года. Общие российские затраты на приобретение этого парка достигнут 79 млрд долларов.
Для сравнения: авиакомпании США за тот же 20-летний период приобретут 6579 самолетов за 547,4 млрд долл., а китайские авиаперевозчики -- 3238 лайнеров общей стоимостью 391,2 млрд долл. Япония значительно отстанет от нас по количеству купленных машин -- всего 608, но, очевидно, будет брать более вместительные и дорогие модели, поэтому потратит больше -- 111,6 млрд долларов.
Прогноз Airbus относительно темпов роста авиапарка на постсоветском пространстве гораздо оптимистичнее, чем аналогичные расчеты, сделанные специалистами Boeing. Американцы сделали свои предсказания относительно СНГ в целом, но выделяя специально Россию. Тем не менее поскольку больше половины населения СНГ живет именно в России (а по территории наша страна намного превосходит всех остальных членов Содружества вместе взятых), цифры по СНГ -- это в очень значительной степени и данные по России.
Если Airbus считает, что к 2026 году парк авиакомпаний СНГ пополнится 1290 самолетами вместимостью более 100 пассажиров и обойдутся все эти покупки в 104 млрд долл., то Boeing оценил потребности СНГ в самолетах этих классов только в 594 машины общей стоимостью примерно 56 млрд долл. Правда, в свой прогноз американцы отдельно включают сегмент региональных самолетов (который Airbus не рассматривает). Региональные самолеты составят примерно половину от общего объема закупаемых в СНГ машин (в штуках), или около 20% рынка по стоимости. С учетом этого фактора объем авиарынка СНГ к 2026 году в американской версии достигает 70 млрд долл., то есть практически столько же, сколько европейцы насчитали без региональных самолетов.
Всего через 20 лет мы узнаем, кто из зарубежных экспертов точнее угадал будущее российского воздушного транспорта.