|
|
N°41, 13 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алиса, вибрафон!
Mike Patton. A Perfect Place (Ipecac). Майк Паттон -- замечательный авангардный вокалист, прославившийся на весь мир в качестве фронтмена группы Faith No More, главных «застрельщиков» альтернативы 90-х.
Кредо Паттона во всех проектах -- сочетание несочетаемых стилей, смешение всего со всем. Этот саундтрек (для короткометражного австралийского фильма) не очень враждебен по отношению к слушателю. Умеренно враждебен, так сказать. В отличие от группы, допустим, Fantomas. Хотя сравнивать с другими его альбомами бесполезно, потому что у Паттона вообще что-либо с чем-либо сравнивать бессмысленно. Про таких артистов, как он, досужие критики и авторы самодельных рецензий в меломанских жж-коммьюнити обычно говорят, что «его стиль невозможно описать» или, как вариант, что «невозможно сосчитать количество музыкальных стилей, которые он...» В общем, ясно. Фокус в том, что ничего не надо считать, поскольку дело совсем не в стилях и не в их количестве. Паттоновская окрошка -- это и есть стиль: смешение всего со всем, чужого со своим, близкого с чуждым (постмодернизм, извините за немодное слово). На стыках и швах возникают странные смыслы. Здесь такая мешанина стилей, стыков этих самых и швов, что музыкальная информация превращается в шум. Это, как ни странно, здорово прочищает мозги и освежает восприятие.
Альбом виртуозно спродюсирован. Совершенно непонятно, где чье: свое или сэмпл. Дрожь по спине -- именно от музыкальных идей, а не от их несовместимости. Не буду рассказывать, из чего это скроено. Но скучно не будет: дорога извилиста, на поворотах заносит. Заглавный трек -- как будто «Эннио Морриконе встречается с Джоном Зорном». Более или менее похожи на цельные произведения песни A Perfect Twist (действительно как бы твист) и A Dream of Roses -- якобы старый эстрадный джаз на стертой патефонной пластинке.
Этот альбом -- всего лишь третий сольный в дискографии сверхплодовитого Паттона. И первый, вышедший на его собственном лейбле Ipecac. Также это первый саундтрек Паттона, который, к слову, собирается сам снимать кино.
Игорь Бутман. «Веселые истории» (Sony/BMG). Досужий рецензент сидит и чешет карандашом затылок, размышляя: кого бы поставить в колонку рецензий в пару к Майку Паттону? И понимает, что в пару к майкпаттоновской мешанине можно поставить что угодно, хоть бокс-сет виниловых пластинок с речами Леонида Ильича. А можно Игоря Бутмана с мелодиями из советских мультфильмов, но об этом позже. Никакого диссонанса: Бутман эклектичен, Патон -- чертовски эклектичен, так чего ж время терять.
Нет, конечно, Игорь Бутман никому никакая не «пара». А самый лучший наш джазмен, единственный из джазовой среды «селебрити» и джазовый культуртрегер (вспомните фестиваль «Парламент Джаз» или «Ле Клуб», где бывали исторические концерты -- Джо Завинул, Джимми Смит незадолго до смерти...) Теперь, как оказалось, Бутман еще и чемпион отечественного рекорд-бизнеса. Его последний альбом «Веселые истории» на сегодняшний день продался, согласно статистике российского отделения лейбла Sony/BMG, тиражом около двенадцати тысяч экземпляров. Выражаясь биржевым сленгом, «преодолен психологический рубеж». Потому что тиражи любых других легальных джазовых альбомов -- хоть наших музыкантов, хоть западных грэмминосных звезд -- обычно на порядок (т.е. именно что на порядок -- в десять раз) меньше.
Но пес с ними, с цифрами. С точки зрения искусства альбом этот, вообще говоря, вещь нереальная. Музыка из мультфильмов советских времен и фильма «Гостья из будущего», сыгранная с реальным упругим свингом великими людьми. Состав соратников Бутмана читается как книжка «Кто есть кто в джазе»: Чик Кориа, Рэнди Бреккер, Джон Патитуччи, Джек Деджонет. Инструменты, на которых играют эти джентльмены, сознательно не перечисляю. Во-первых, это всем известно, во-вторых, если не известно, то уже пора бы и узнать, и бутмановский альбом -- хороший повод. Единственный, может быть, не очень известный у нас музыкант -- вибрафонист Стифон Харрис. Харрис -- человек 90-х, представитель так называемого пост-бопа, уже очень известный протусованный виртуоз. Бутман хотел позвать Гери Бертона, но маэстро не смог и посоветовал своего ученика Стифона Харриса. В общем, удивительный состав -- и наши, и не наши, и стар, и млад...
«Буратино» и мелодии «Бременских музыкантов», «Колыбельная медведицы» из «Умки» и другие хорошо известные всем, наверное, поколениям россиян мотивы -- в «переодетом» виде это ничуть не хуже. Просто классный акустический джаз, с чувством и настроением. Забавно слушать солистов, для которых это не знакомые с детства мелодии, а как бы такая русская компонированная музыка. Собственно, можно сказать, что они и играют ее изобретательно, с душой, но без всякой рефлексии.
Один из тех, кто был хорошо знаком с предлагаемым материалом, -- Рэнди Бреккер. «Прекрасное далеко» Ренди Бреккер обкатал с Бутманом на московских концертах, и, по-моему, это единственный трек, который удался не очень: слишком растянуто и слишком грустно. В фильме, как помнят все люди моего поколения, тема имеет два варианта: лирический с вокалом и бодрый инструментальный. Веселый сопровождает, например, убегающую от пиратов и перемахивающую через забор Алису Селезневу. Слушая соло Бреккера, Алиса и школьники с Остоженки никогда бы не поверили, что это самое «далеко» может быть прекрасным... Но это так, мелкие придирки, изобретенные в отсутствие придирок крупных.
Я слышал мнение, что-де Бутман спекулирует на нашем наследии. Это странно (чтобы не сказать -- оскорбительно). Вот когда Джон Колтрейн записал My Favorite Things, мелодию из мюзикла «Звуки музыки», в ориентальном ключе, никто же не говорил, что он спекулирует на самом американском искусстве -- мюзикле. Хотя, может, кто-то именно так и говорил. Их имена история забыла, а вот имя Джона Колтрейна как-то помнит.
Александр БЕЛЯЕВ