Время новостей
     N°40, 12 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2008
Рекорды каждый день
Падающий доллар и дефицит дизельного топлива взвинтили цены на нефть
Цены на нефть практически ежедневно ставят рекорды. Вчера вечером цена физических поставок российской Urals достигала 103,2 долл. за баррель, а североевропейскую Brent продавали за 107,5 долл. Апрельские же фьючерсы на американский эталон WTI на нью-йоркской бирже в ходе торгов некоторое время котировались на уровне 109,72 долл. за баррель (к моменту подписания номера произошла коррекция до 108,4 долл. за баррель). Стоимость нефти растет на фоне падения курса доллара, который вчера днем опустился по отношению к евро до нового абсолютного минимума -- 1,5495. Аналитики говорят, что резкий рост цен на нефть вызван недоверием инвесторов к финансовому сектору, в результате чего денежные потоки переориентируются на сырьевые рынки. Нефтетрейдеры же уверены, что дело не только в курсе доллара, но и в дефиците нефтепродуктов (прежде всего дизельного топлива и авиакеросина) в США.

В Америке цена низкооктанового бензина за два месяца этого года выросла на 40% и достигла в среднем по стране 3,23 долл. за галлон (85 центов, или 20,4 руб. за литр), в Калифорнии бензин стоит 3,5 долл. за галлон (92 цента, или 22 руб. за литр). При этом оптовая цена тонны дизтоплива за последние две недели поднялась на 15 долл., а цена тонны бензина -- на 1,25 долл. Цена тонны авиакеросина на днях преодолела психологический уровень -- 1000 долл. «В Америке сейчас пик ремонта нефтеперерабатывающих заводов, -- говорит директор по развитию агентства Argus Media в России и СНГ Михаил Перфилов. -- Соответственно снизился объем выпуска продукции. Кроме того, сильно уменьшились запасы нефтепродуктов, так как европейские страны и Чили увеличили закупки в США. В Европе же стали производить меньше дизеля потому, что остановился завод в Великобритании и была закрыта установка в Польше». Еще одна причина роста цен на дизель -- начавшаяся весна, когда растет потребность в летнем топливе, которое закрывшиеся на ремонт заводы не производят.

Впрочем, главная причина роста цены нефти -- ослабление доллара. Если пересчитать цену физических поставок Brent в евро, то получится, что два года назад баррель стоил 50,6 евро, год назад -- 48,4 евро, а сейчас -- около 68 евро. И если в долларах нефть за два года подорожала на 73%, то в евро -- лишь на 36%. Поэтому если говорить о фундаментальных факторах, влияющих на рост цен на нефть, полагают эксперты, то ими можно считать рост спроса на нефтепродукты и вызванный этим дефицит перерабатывающих мощностей.

Впрочем, до 2010--2012 годов в мире существенных изменений в объеме переработки сырья не ожидается. Строить НПЗ стали лишь Индия и Китай, а в странах Северной и Латинской Америки, Центральной и Западной Европы, где заводы нужнее всего, по большому счету даже не обсуждали эту тему. Между тем очевидно, что в развивающихся странах (в том числе в России) вслед за ростом автомобильной промышленности будет увеличиваться и потребление нефтепродуктов. И их дефицит на мировом рынке будет только усугубляться. Следовательно, если доллар прекратит падение, цены на нефть все равно будут расти, вопрос лишь в темпах этого роста.

В то же время в России при высоких ценах на нефть доходы от нефтедобычи и нефтеэкспорта будут только подниматься. Ведь в нашей стране ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ставка экспортной пошлины зависят от средней мировой цены Urals. Нефтяники утверждают, что им стало все равно, сколько стоит нефть в мире: после того как цена барреля перевалила за 24 долл., всю так называемую сверхприбыль изымает государство. В связи с этим многие частные компании предлагали «отвязать» НДПИ от цен на нефть, чтобы, во-первых, не создавать «перекосов» в инвестировании в разработку сложных месторождений, а во-вторых, лучше конкурировать с зарубежными нефтяниками, у которых нет подобной зависимости. Впрочем, государство пока не пошло им навстречу, хотя и давало небольшие послабления в части налоговых льгот. Ведь если привязку к мировой цене ликвидировать, говорят эксперты, то получится намного выгоднее экспортировать сырье, чем продавать его в России, а потому не будет заинтересованности в строительстве дополнительных перерабатывающих мощностей. А это в конце концов приведет к дефициту нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и резкому росту цен на них.

Христенко приказал планировать нефтеэкспорт на год

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подписал приказ об утверждении новых рекомендаций по подготовке экспортных графиков нефти, предусматривающих их формирование сразу на четыре квартала планируемого года (а не на один, как сейчас), сообщает ИНТЕРФАКС-АНИ (см. «Время новостей» от 13 февраля). Согласно документу составленные графики должны представляться на рассмотрение и утверждение министру промышленности и энергетики минимум за 35 дней до начала планируемого года. Графики будут составляться на основе сведений о планируемых количествах приема нефти от нефтегазодобывающих организаций в систему магистральных нефтепроводов на год и их годичных заявок на вывоз нефти за пределы страны. Департамент также должен осуществлять формирование доступа нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для экспорта нефти и транспортировки в страны СНГ по направлениям отгрузки не позднее чем за 30 дней до начала планируемого периода. Графики на транзит нефти от государств -- участников СНГ через Россию также составляются единовременно на четыре квартала планируемого года и представляются на утверждение за 35 дней до начала периода. Директору департамента Владимиру Кузнецову предоставлено право вносить изменения и корректировки в доступ нефтедобывающих организаций и государств -- участников СНГ к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для экспорта нефти. Предложения по внесению изменений в утвержденные графики будут формироваться на основании заявок на корректировку, результатов фактической сдачи нефти в предыдущем квартале и информации об уточнении пропускных возможностей "Транснефти". Корректировка в доступ возможна в связи с изменением направления поставки нефти на экспорт без изменения общего количества и в связи с уступкой права доступа к системе от одной к другой организации. Долгосрочные экспортные графики поставок нефти будут составляться со второго квартала этого года, сообщили в пресс-службе Минпромэнерго. В этом году экспортный нефтяной график будет составлен на три квартала -- на период с 1 апреля по 31 декабря. По словам представителя ведомства, компании уже начали подавать данные для долгосрочного экспортного графика.

Николай ГОРЕЛОВ