Время новостей
     N°40, 12 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2008
Трансатлантические безбилетники
Спецслужбы США и Германии вычислят террористов
Германия и США будут активнее обмениваться данными о подозреваемых в причастности к международному терроризму. Об этом глава МВД ФРГ Вольфганг Шойбле и министр юстиции Бригитте Циприс договорились вчера в Берлине со своими американскими коллегами -- министром внутренней безопасности Майклом Чертоффом и министром юстиции Майклом Мукасеем. Двустороннее соглашение предусматривает «автоматизированное сличение генных профилей и отпечатков пальцев с банками данных другой страны». Так в считанные минуты можно будет установить, не находится ли подозреваемое на территории Германии лицо также и под наблюдением за океаном и наоборот.

Однако слишком далеко доверительность сотрудничества сыщиков двух стран пока не заходит. Если, скажем, результаты сравнения данных и подтвердят худшие предположения, автоматически такая информация, как имя и адрес подозреваемого, передаваться через океан не будут. Для взаимного доступа к таким сведениям сторонам придется обратиться к накатанной годами бюрократической процедуре запроса об оказании юридического содействия.

Моделью для будущего трансатлантического сотрудничества послужил Прюмский договор, подписанный в 2005 году в курортном городке Прюме в немецкой земле Рейнланд-Пфальц. По этому документу Германия, Австрия, Бельгия, Испания, Франция, Нидерланды и Люксембург с декабря 2006-го получили возможность взаимного доступа к полицейским банкам данных. В эффективности такого подхода криминалисты убедились на деле довольно скоро. Так, в течение нескольких лет немецкие следователи не могли раскрыть одно загадочное убийство, совершенное в Йене. На преступника они натолкнулись с помощью коллег из Австрии, где он попался на мошенничестве с кредитными карточками. Его ДНК в банках данных австрийской полиции полностью совпала со следами, обнаруженными в 2003 году на окурке, найденном на месте убийства в Тюрингии. С тех пор европейские следователи разобрались с сотнями похожих криминальных историй.

Вчерашнее соглашение между Германией и США является важным, но пока во многом символическим шагом в борьбе с террором. На очереди согласование документа о технической реализации достигнутых договоренностей. Дело в том, что спецслужбы США -- когда они в этом прямо не заинтересованы -- не слишком щедро раскрывают свои информационные кладовые даже для близких зарубежных партнеров.

В прошлом Берлин не раз жаловался в Вашингтон на недостаточную открытость американских служб безопасности. Но на этот раз, как разъяснил «Времени новостей» источник в МВД Германии, двусторонние договоренности стали итогом тесного сотрудничества между министрами Шойбле и Чертоффом, для которого германский коллега является «важнейшей контактной персоной» в Европе. Г-н Шойбле рассчитывает, что трансатлантическая модель сотрудничества станет пилотным проектом для всех 26 стран Евросоюза, тем более что в преамбуле соглашения предусматривается возможность присоединения к нему других членов ЕС.

Но в Германии далеко не все политики и высокопоставленные чиновники разделяют оптимизм главы федерального МВД. Объясняется это тем, что в ФРГ есть закон об охране личных данных физических лиц. Он регламентирует характер сведений, которые имеют право накапливать и передавать государственные инстанции и частные компании. Вчера федеральный уполномоченный правительства по охране данных Петер Шаар публично раскритиковал как подписанное с американцами соглашение, так и идею возможного расширения сферы его деятельности на ЕС.

«Прюмский договор, будучи распространен на США, не сможет обеспечить требуемый стандарт охраны данных», -- заявил г-н Шаар. Он пояснил, что подобный закон в США гарантирует лишь охрану данных граждан этой страны и лиц, проживающих в США длительное время, а потому «однозначно не затрагивает данные, поступающие из-за границы». Вследствие этого возникает опасность, что у спецслужб США появятся сведения, к примеру, об участнике демонстрации протеста, задержанном полицией в одной из стран Европы, или, скажем, пассажире-безбилетнике, рассорившемся со стражами порядка.

Юрий ШПАКОВ, Берлин