С победой на президентских выборах Дмитрия Медведева первым из иностранных лидеров поздравил по телефону Николя Саркози. Вчера, отправляясь на аудиенцию к президенту Франции, об этом как бы невзначай напомнил российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Это случайность, но символично, что первый после 2 марта зарубежный визит глава внешнеполитического ведомства России совершил в Париж. Да еще и не один, а вместе с министром обороны Анатолием Сердюковым.
Оба министра участвовали в седьмом заседании уникальной структуры, аналогов которой у России нет ни с одной другой страной, только с Францией. Это созданный в 2002 году Совет сотрудничества по вопросам безопасности. Его заседания проходят по очереди то в Москве, то в Париже, участвуют в них министры иностранных дел и обороны России и Франции. Вчера обоих российских министров принял в своем дворце президент Николя Саркози.
«Россия -- великая страна, она должна играть более весомую роль не только в отношениях с Францией, но и с Европой, да и вообще в мире». Дорогого стоят эти слова, произнесенные вчера на пресс-конференции в Париже французским министром иностранных дел Бернаром Кушнером. Ведь известно, что избытком теплых чувств к Москве этот ироничный политик никогда не отличался. Бернар Кушнер,
ярый сторонник независимости Косово и в прошлом руководитель Миссии ООН в Приштине, расходится в позициях с россиянами не только по этой, но и по многим другим проблемам. Тем не менее вчера он выразил сожаление в связи с тем, что Европейский союз пока еще «не нашел правильного тона в общении с Россией». «С 1 июля и до конца года председательствовать в Евросоюзе будет Франция, и мы уж постараемся, чтобы ЕС подписал с Россией новое стратегическое соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Это будет одной из наших стратегических целей», -- пообещал Кушнер.
Ни он, ни Лавров не скрывали, что разногласия сохраняются. «Есть вещи, с которыми мы не можем согласиться, например Косово», -- признал российский министр, имея в виду одностороннее провозглашение этим краем независимости в феврале и тот факт, что некоторые западные государства, включая Францию, признали ее вопреки международным нормам и резолюциям ООН. По этой проблеме, как показали переговоры в Париже, в ближайшее время вряд ли что изменится: сторонники и противники независимости Косово останутся каждый при своем и не смогут скоро переубедить друг друга. Но ясно и другое -- споры не приведут к дальнейшему ухудшению отношений между Россией и Западом. Напротив, обе стороны активно ищут другие точки соприкосновения.
Французский министр обороны Эрве Морен, к примеру, вчера пообещал более активно работать над вопросом ратификации «важного для европейской безопасности» Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). «Для справки: Россия договор ратифицировала, а Франция и многие другие -- нет. Мы ждем», -- тут же сказал журналистам Сергей Лавров. «Мы займемся этим», -- ответил на это француз.
В конце 2007 года Москва объявила мораторий на действие ДОВСЕ как раз из-за невыполнения его положений западными странами. Однако европейцы, как видно, все-таки не хотят терять этот механизм регулирования численности вооружений на континенте. Сейчас идут переговоры о том, как будет модернизирован договор и на каких условиях его ратифицируют страны -- члены НАТО. После этого Россия может отменить мораторий.
Радужные перспективы, замаячившие после переговоров российских министров в Париже, еще не свидетельствуют однозначно в пользу потепления отношений с Западом. Слишком широкое это понятие -- Запад. Единства по отношению к Москве нет даже среди 27 членов Евросоюза, не говоря уж о заокеанском партнере -- США. Франция же, несмотря на разногласия и даже конфликты, исторически всегда сохраняла теплые отношения с Россией. Играет свою роль и то, что французы даже при считающемся «проамериканским» президенте Саркози стремятся отстоять свою самостоятельность и самобытность и не во всем поддерживают американцев. Источники «Времени новостей» в российской делегации рассказали, что на этот раз французы вновь подчеркнули свое сомнение по поводу целесообразности размещения американцами элементов системы противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше.
«Мы разделяем стремление Франции видеть Европу самостоятельной и сильной, объединенной общими ценностями, -- заявил вчера Сергей Лавров. -- Без сильной Европы и сотрудничества Единой Европы с Россией и США трудно рассчитывать на спокойное и стабильное развитие континента». В качестве примера новых неожиданных форм сотрудничества гости и хозяева четырехсторонней встречи привели направленную россиянам просьбу Европейского союза принять участие в миротворческой миссии в Чаде. Просьба была удовлетворена. «Российское правительство уже выделило средства для участия нашей вертолетной группы в этой операции», -- отметил министр обороны Анатолий Сердюков.