Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил вчера в Вашингтоне, что США «рассчитывают подготовить свои предложения по модернизации вооруженных сил Польши в течение примерно трех месяцев». Это означает, что главе польского кабинета удалось достичь главной цели своего
американского турне -- заставить Белый Дом пойти на уступки. Теперь вопрос о размещении на польской земле десяти американских противоракет будет напрямую зависеть от щедрости США.
В 2007 году тогдашний президент Польши
Лех Качиньский во время визита в США дал понять, что вопрос о противоракетах практически решен в пользу американцев. Но 21 октября прошлого года в Польше состоялись досрочные парламентские выборы, и
к власти пришла оппозиционная либеральная партия «Гражданская платформа» Туска. У нее заметно более прагматичный взгляд на внешнюю политику в целом и на переговоры с США по ПРО в частности. До Туска в США уже побывали новые польские министры обороны и иностранных дел. Визитеры в унисон заявили, что переговоры о противоракетах могут быть продолжены лишь на польских условиях. Главное -- помощь США в модернизации польских вооруженных сил.
Особое раздражение в Вашингтоне вызывало упорное стремление Варшавы оснастить польскую систему ПВО американскими комплексами противовоздушной обороны «Пэтриот». При этом Польша ссылается на гипотетическую «российскую угрозу» -- дескать, «Пэтриоты» помогут ей защититься от российских ракет, которые Москва обещала нацелить на будущую базу американской ПРО. Польско-американские переговоры чуть не зашли в тупик, но на помощь военным пришли дипломаты.
Президент Джордж Буш начал встречу с Туском словами: «Собственно, я не знаю, какова ваша позиция в вопросе противоракетного щита». Именно на такое признание президента США польская сторона и рассчитывала. Изложив свой взгляд на планы размещения американских ракет-перехватчиков, Польша добилась от США признания необходимости модернизации польской армии. Стороны договорились работать параллельно над двумя договорами -- о размещении противоракетного щита в Польше и о принципах модернизации польских вооруженных сил.
После встречи с Бушем Туск заявил, что американский президент напомнил о недоверии Москвы к проекту размещения элементов ПРО вблизи российских границ. Однако польское правительство хочет поддерживать с Россией хорошие отношения. Этим польский премьер объяснил, почему он сначала выбрался с визитом в Москву, а уже потом -- в Вашингтон. Пан Туск особо отметил, что США постараются убедить Россию в нейтральном характере размещения элементов своей ПРО на польской территории.
По мнению премьера Туска, переговоры в США завершились тремя важными декларациями: «Во-первых, американцы объявили, что возьмут на себя политическое бремя. Во-вторых, Вашингтон обещал помощь в модернизации польской армии. В-третьих, мы установили принципы взаимности и солидарности в нашей деятельности по вопросам безопасности».
В обмен на согласие Варшавы принять базу ПРО американцам придется выложить кругленькую сумму на обновление польской армии. Польские эксперты предварительно определили цену вопроса в 20 млрд долл. Остается еще и вопрос об оплате самих американских ракетных баз. Правительство Туска не соглашается на бесплатную аренду, предлагаемую американцами.
В Польше визит Туска в США получил позитивные отклики. Местные СМИ отметили, что польская сторона повела себя решительно и категорично, убедив американцев, что «за размещение противоракет надо много дать». Но возник и другой, вполне резонный вывод: правительственная стратегия по отношению к американской базе ПРО по-прежнему неясна.
Некоторые эксперты считают, что Польша намеренно затягивает переговоры в надежде выиграть время, переждать президентские выборы в США и попытаться выторговать еще большую компенсацию у будущего хозяина Белого Дома. Туск вынужден учитывать мнение соотечественников, которые в своем большинстве настроены против размещения американских противоракет. Но при этом Польша сильно рискует остаться без американских денег и «Пэтриотов» -- ведь новая американская власть может свернуть программу размещения ПРО в Центральной Европе.