Президент Центра Никсона в Вашингтоне политолог Дмитрий САЙМС ответил на вопросы обозревателя «Времени новостей» Петра ИСКЕНДЕРОВА.-- Почему администрация США поддерживает независимость Косово, но блокирует признание независимости Абхазии и Южной Осетии?-- После почти девятилетней оккупации Косово де-факто со стороны НАТО США и их европейские союзники захотели освободиться от этого груза и не смогли найти лучшего решения, чем
предоставить Косово независимость. Абхазия и Южная Осетия не являются для них аналогичным бременем. Правительство Грузии заявляет о себе как важный союзник Америки, и Вашингтон не хочет подрывать ее территориальную целостность.
К сожалению, кое-кто в администрации Джорджа Буша и за ее пределами видит в независимости Косово удачную возможность продемонстрировать сохранение превосходства Америки и слабости России. Этих людей, включая бывшего постпреда США при ООН Ричарда Холбрука, не привлекает любой компромисс по Косово. Они утверждают, что компромисс станет наградой для России и Сербии за тот вызов, который они бросили западным интересам.
-- Пример Косово может стать прецедентом для других сепаратистских регионов и движений?-- Каждая такая ситуация имеет свои особенности, но ясно, что многие захотят сделать Косово прецедентом. Форма, в какой независимость Косово была провозглашена, а потом признана США и некоторыми странами в составе Евросоюза, облегчает России и другим заинтересованным государствам задачу укрепления своих связей с непризнанными государствами. Этот процесс уже начался.
-- Считаете ли вы, что ключевая роль ООН сегодня в мире подорвана?-- Большинство ключевых решений -- бомбардировки НАТО Югославии в 1999 году, вторжение США в Ирак в 2003 году, признание независимости Косово в этом году -- принимались в обход ООН. Однако ООН активно участвует в решении некоторых проблем, где ее роль важна для стран, придерживающихся различных позиций. Один из наглядных примеров -- иранская ядерная проблема. В повестке дня ООН могут появиться и другие аналогичные вопросы. Но это произойдет в значительной мере в ущерб подлинным национальным интересам США.
-- Способна ли проблема «самопровозглашенных государств» серьезно ухудшить российско-американские отношения?-- Если угроза возникновения реальной конфронтации между Россией и США существует, то она кроется именно в проблеме непризнанных государств наподобие Абхазии и Южной Осетии. США и НАТО контролируют ситуацию в Косово. У России доминирующие позиции в Абхазии и Южной Осетии, попытки грузинского правительства противодействовать ей силовым путем могут иметь серьезные последствия.
Остается вопрос о том, в каких границах Грузия будет приглашена в НАТО. Маловероятно, чтобы НАТО признало существующий де-факто раздел Грузии. Однако призывы к НАТО взять на себя большую ответственность за безопасность Абхазии и Южной Осетии могут породить множество проблем. К сожалению, администрация Буша до сих пор не уделяла этому потенциально взрывоопасному вопросу приоритетное внимание в американо-российском диалоге.
-- Что следует ожидать России от будущей администрации США?-- Все три кандидата в борьбе за Белый Дом критикуют положение с демократией в России. Но между ними есть различия. Джон Маккейн -- приверженец «цветных революций». Он хочет исключить Россию из «большой восьмерки», ввести Украину и Грузию в НАТО, передать ответственность за принятие ключевых международных решений от ООН к лиге демократических государств, которую только предстоит создать. Приглашение в эту лигу России не светит.
У Хиллари Клинтон есть советники, которые разделяют настроения Маккейна. Это в первую очередь Ричард Холбрук -- сторонник независимости Косово и членства в НАТО Грузии и Украины. Но другие ее советники придерживаются иных взглядов. Да и она сама выглядит более расположенной к традиционным международным организациям, таким как ООН.
У Барака Обамы тоже есть советники, критически относящиеся к возможности сотрудничества США с Россией. Среди них выделяется Збигнев Бжезинский. Но эти люди не играют центральной роли в команде Обамы. Сам Обама более привержен искреннему диалогу для разрешения международных споров, нежели Маккейн и Клинтон.
Многое будет зависеть и от поведения России. Если она сохранит свою силу, продолжит экономический рост, будет в состоянии использовать свои энергетические ресурсы в качестве политического рычага, но в то же время будет действовать осмотрительно и предсказуемо -- любой американский президент должен будет искать пути совместной работы с Москвой.