Время новостей
     N°39, 11 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2008
«Федеральная программа определит, как привести захоронения в порядок»
В Министерстве обороны разрабатывается федеральная целевая программа (ФЦП), которая должна регламентировать уход за памятниками и воинскими захоронениями в нашей стране и по всему миру. О том, как упорядочить выделение средств на поддержание их достойного вида и как должна заработать программа, корреспонденту «Времени новостей» Кириллу МЕЛЬНИКОВУ рассказал заместитель начальника Военно-мемориального центра Вооруженных сил России полковник Андрей ТАРАНОВ.

-- В Латвии возникла очень примечательная ситуация: преследуя благое желание поддержать наших соотечественников, в посольстве провели тендер, который выиграла ассоциация воинов-«афганцев». Однако как только те получили деньги, они занялись не столько ремонтом памятников, сколько дележкой выданных средств. Как избежать таких неприятных ситуаций?

-- Такие случаи, как в Латвии, к сожалению, как нам известно, происходят часто. Но больше они повторяться не будут. Мы прекрасно понимаем, что русских, особенно в таких странах, надо поддерживать. Мы готовы их морально поддерживать, но если они хотят заработать, то придется делать это строго в соответствии с законодательством. Надо не только выиграть тендер на проведение работ, без которого никакая организация не получит денег, но и доказать потом, что эти работы проведены качественно.

-- Как же добиться того, чтобы деньги, выделяемые нашей страной, действительного шли на уход за памятниками и воинскими захоронениями?

-- Чтобы добиться именного этого, в прошлом году был выпущен указ президента РФ №1313. Он дал Минобороны долгожданное право организовать семь своих представительств в тех государствах, где имеется значительное количество воинских захоронений. И именно они будут заниматься планированием денежных средств и их расходованием. Представительства будут направлены в зарубежные государства в этом году, будут состоять из гражданского персонала и займутся всем объемом военно-мемориальных работ на территории зарубежных стран. Они будут существовать либо при посольствах, либо самостоятельно в странах пребывания, если есть такая практика, и координировать свои действия с послом РФ и Минобороны.

-- И в каких же странах они будут находиться?

-- Среди представительств три региональных -- в Латвии, Чехии и Китае, и четыре самостоятельных -- в ФРГ, Венгрии, Румынии и Польше. Прообразом для создания исторически-мемориальных представительств в посольствах стал отдел в Польше, который открылся одним из первых.

-- Мы ругаем другие страны за то, что они не всегда чтят память наших воинов, спасших мир от фашизма. А чтят ли ее в достаточной степени у нас в стране?

-- Подход к захоронениям в нашей стране тоже регламентирован законом. Все воинские захоронения подлежат учету: на каждое составляется паспорт. После составления паспорта захоронение находится под охраной государства. Ответственность за содержание возлагается на органы местного самоуправления, на закрытых территориях воинских гарнизонов -- на начальников гарнизонов.

Однако в наших законах есть кое-какие противоречия, которые не позволяют полностью реализовать систему по уходу за воинскими захоронениями. Дело в том, что злополучный «закон о монетизации льгот» возложил все обязанности по содержанию воинских захоронений на органы местного самоуправления. Однако, естественно, у них не всегда хватает средств на содержание, и из-за этого возникают разные сложности.

Поскольку вопрос неоднократно рассматривался на разных уровнях, было принято логичное решение поручить Минобороны разработать федеральную целевую программу о российских воинских захоронениях, которая определит перспективы, цели, предусмотрит, как наконец-то привести в порядок все воинские захоронения на территории нашей страны и за ее пределами.

-- А сколько денег тратит наше государство на уход за воинскими захоронениями?

-- Сказать трудно, в наше ведение такая работа не входила, поэтому мы такую статистику не вели. Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», существующий с 1993 года, определял, что должен быть специальный орган, в который должны были входить в том числе и представители министерств и ведомств, но такой орган по объективным причинам создан не был. В прошлом году президент своим приказом все вопросы по уходу за воинскими захоронениями передал в ведение Минобороны, и мы начали работу.

Что касается больших мемориалов, находящихся на территории нашей страны, то они все практически переведены в федеральную собственность, а Министерство культуры приступило к планированию денежных средств. Например, Мамаев курган, который раньше был в ведении волгоградских властей, бюджет города потянуть не мог. То же самое касается всех воинских захоронений, состояние которых в настоящее время не соответствует памяти людей, захороненных в них. Но все-таки органы местного самоуправления, привлекая школьников, молодежь, стараются поддерживать их в нормальном виде, однако это не всегда удается.

-- А в новой ФЦП все-таки прописана четкая сумма, которая должна выделяться на уход за воинскими захоронениями?

-- Да, мы планируем, что ФЦП все определит, но это сложный продукт, который требует большего количества согласований. Сейчас как раз идут работы по определению необходимых для ее реализации средств. Особенно хотелось бы отметить, что закон разрешает привлечение денежных средств от спонсорских организаций и граждан. А то люди как-то несколько бессознательно относились к этому, очень редко давали деньги, и мы надеемся, что ситуация изменится.