Время новостей
     N°39, 11 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2008
По счетам памяти
Бывшие «афганцы» в Риге борются за доступ к деньгам на реконструкцию советских мемориалов
Чем больше проходит времени с момента развала Советского Союза, тем острее встает вопрос, что делать с его наследием. Победа во второй мировой войне стоила жизни миллионам человек, и практически по всей Восточной Европе стоят памятники погибшим советским воинам. Во многих бывших союзных республиках к мемориалам памяти людей относятся как к мемориалам памяти СССР. Случаи с переносом или преднамеренным разрушением советских памятников, как это было прошлой весной в Эстонии, все же редки. Гораздо чаще памятники, оставшиеся в наследство от «оккупационного режима», разрушаются сами -- от времени и отсутствия какого бы то ни было ухода. Россия, будучи правопреемницей СССР, выделяет деньги на поддержание монументов, заодно порой пытаясь достичь и другой цели -- поддержать оставшихся в национальных республиках русскоязычных граждан. Именно компаниям бывших соотечественников чаще всего отдается предпочтение при отборе исполнителей реставрационных работ. Но порой и благие намерения оборачиваются конфликтами. Например, в Латвии, где также весьма остро стоит вопрос сохранения монументов советским воинам и жертвам фашизма, разгорелась нешуточная борьба за лидерство в компании «Афганс», созданной на базе республиканского объединения воинов-интернационалистов.

Скандал между бывшими воинами-«афганцами» разгорелся из-за денег, которые тратятся на уход за памятниками. Как рассказали «Времени новостей» в посольстве России в Латвии, с 2005 по 2007 год на уход за воинскими захоронениями, которых в этой стране насчитывается около 130, было выделено 1,5 млн долл. Как подчеркивают дипломаты, средства выделялись на «восстановление и ремонт захоронений», поскольку латвийские власти не финансируют в должной мере регулярный уход за советскими мемориалами. «С их стороны эта деятельность практически не ведется», -- утверждают в посольстве. Поэтому дипломатам приходится почти всегда «самостоятельно организовывать работу по ремонту мест воинских захоронений».

Под «самостоятельной организацией работ» в посольстве подразумевают попытки взаимодействия с органами местного самоуправления, которые чаще гораздо сговорчивее республиканских властей. Кроме того, претендовать на бюджетные деньги могут и строительные организации. «В отношении каждого захоронения или мемориала проводится конкурс среди заинтересованных строительных компаний, которые подают сметы предполагаемых работ, -- объясняют в посольстве. -- Затем среди заявителей выбирается один, в предложении которого оптимально сочетаются цена и качество услуг». После того как обещанная работа выполнена, посольству остается лишь проконтролировать ее качество: сравнить акт приемки с заключенным договором.

Как стало известно «Времени новостей», еще в 2001 году подряд от посольства на реконструкцию нескольких захоронений получила компания «Афганс», которая представляла интересы ассоциации воинов-«афганцев», проживающих в Латвии. Руководителем общественной организации, а также созданной при ней фирмы на тот момент был Николай Волков, провоевавший в Афганистане около полугода и отправленный в запас после тяжелейшей контузии. «Когда мы создавали фирму, преследовали две цели. Во-первых, в Латвии за советскими захоронениями практически не следят, поэтому многие из них разрушаются. Мы же хотим поддерживать их в достойном виде, -- рассказал г-н Волков корреспонденту «Времени новостей». -- Во-вторых, у нас, бывших воинов, с работой в этой стране плохо, поэтому строительные подряды могли стать для многих возможностью заработать». Как пояснил г-н Волков, в посольстве «Афгансу» выдали на работы 30 тыс. долларов.

«Мы получили аванс и взялись за работу», -- говорит теперь уже бывший руководитель объединения «афганцев». По его словам, фирма начала работать, занялась восстановлением заброшенных братских захоронений, но тут дала знать о себе полученная контузия. «Я лег в больницу. А когда вернулся из нее, узнал, что больше не являюсь ни руководителем «Афганса», ни руководителем ассоциации. Прихожу в банк, а мне говорят, что я не имею доступа к счету. Иду в регистр предприятий -- там узнаю, что фирма перерегистрирована на Аду Адуева, -- рассказывает Волков. -- Ему, видимо, просто захотелось иметь доступ к деньгам». Аду Адуев -- один из членов ассоциации, также воевавший в Афганистане и сейчас живущий в Латвии. «Да ведь он даже не воевал -- был обычным кухонным прапором», -- обиженно говорит Николай Волков.

В беседе с корреспондентом «Времени новостей» Аду Адуев в свою очередь обвинил г-на Волкова в том, что тот просто позарился на посольские деньги. «Я был рядовым членом ассоциации. Волков выиграл тендер и взялся за «работу». Памятники ремонтировали простые члены нашей организации. И он не заплатил им за это ни копейки, а выделенные на это деньги присвоил себе», -- утверждает г-н Адуев. По его словам, 100% акций «Афганса» было разделено между ассоциацией интернационалистов (50%), Волковым (25%) и еще одним членом ассоциации. «Шум начался после того, как на Волкова стали жаловаться нанятые им самим же работники: он не платил им за работу деньги, которые выделило посольство, -- поясняет Аду Адуев. -- Тогда мы решили созвать расширенное заседание, позвать Волкова, чтобы он показал документы на работу. Он на собрание не явился и документы не предоставил». После этого, по словам г-на Адуева, было принято решение о снятии всех полномочий с Волкова, а также изъятие его акций в пользу фирмы. «Как мы узнали позднее, он еще и подделал другие документы, чтобы завладеть акциями другого члена ассоциации», -- рассказал Адуев. Члены ассоциации пришли к Волкову за документами и печатями «Афганса», а он их возвращать отказался.

С такой трактовкой событий бывший глава фирмы не согласен. «После всей этой истории я обнаружил, что моя подпись подделана на кое-каких бумагах, а также изготовлены дубликаты печатей», -- обвиняет своих оппонентов Волков. «Конечно, нам пришлось изготовить другие печати -- старые Волков не отдавал», -- говорит Адуев. Параллельно с этим оппоненты предъявляют друг другу и другие обвинения: г-н Волков утверждает, что г-н Адуев нарушал когда-то подписку о невыезде, данную в суде, а г-н Адуев обвиняет г-на Волкова в том, что тот, раздавая различные интервью, каждый раз завышает свое воинское звание.

В итоге окончательно рассудить две стороны не смогла даже латвийская Фемида: Волков подал в суд на Адуева, обвинив его в подделке документов. Суд не принял сторону Волкова и полностью оправдал Адуева. «Я буду продолжать с ним судиться», -- обещает Николай Волков.

Примечательно, что рижские «афганцы» весьма неохотно вспоминают об этом «споре хозяйствующих субъектов», который косвенно затрагивает репутацию всех оставшихся в республике интернационалистов. Российское посольство, судя по всему, также намерено оставаться в стороне от конфликта, хотя и в курсе развития событий. «Что касается информации о внутреннем конфликте Ассоциации воинов-«афганцев» Латвии, то посольство в эту ситуацию не вмешивается, -- сообщили «Времени новостей» работающие в Риге дипломаты. -- Пока эта организация работает и должным образом исполняет заключенные с посольством договоры, у нас нет к ней претензий. Исходим также из того, что, пользуясь услугами ассоциации, мы косвенно поддерживаем проживающих в Латвии воинов-«афганцев», не получающих какой-либо поддержки со стороны местных властей».

Кирилл МЕЛЬНИКОВ