Сегодня утром президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов снова станет доктором медицины. Точнее, почетным доктором Ташкентской медицинской академии. Присвоением этого звания будет отмечено начало второго дня его государственного визита в Узбекистан. Затем доктор Бердымухамедов отправится осматривать достопримечательности Самарканда.
Почести, с которыми встречали второго президента Туркмении вчера в узбекской столице, репетировали заранее. Как отмечает информагентство «Фергана. Ру», за несколько дней до визита вечернюю тишину Ташкента взрывали мчащиеся по центральным улицам мотоциклы и представительские лимузины -- они отрабатывали маршруты проезда почетного эскорта.
Вчера переговорами президентов двух стран, Гурбангулы Бердымухамедова и Ислама Каримова, в загородной резиденции «Дурмень» закончилась официальная часть визита. Перечень из шести документов, подписанных по его итогам, не выглядит слишком впечатляющим: совместное коммюнике, протокол об обмене грамотами о ратификации договора о дальнейшем укреплении дружественных отношений и всестороннего сотрудничества, подписанного двумя президентами в октябре прошлого года в Ашхабаде, межмидовский протокол и еще три межправительственных соглашения.
Но вовсе не количество подписанных документов призвано показать значимость ответного визита туркменского лидера, состоявшегося менее чем через пять месяцев после того, как Ислама Каримова принимали в Ашхабаде. Ташкент и Ашхабад демонстрируют стремительное сближение, чего уже давно ждут жители обеих стран по обе стороны почти 2000-километровой границы. Инициатором этого процесса по всем признакам является президент Узбекистана, что вчера он сам явно демонстрировал.
Как свидетельствуют очевидцы публичных выступлений двух президентов в резиденции «Дурмень», Ислам Каримов излучал вчера необычайное радушие по отношению к гостю, осыпая его любезностями, выходящими за рамки обычного протокола. Приветствуя Бердымухамедова, Каримов говорил не только о «большом удовлетворении от его визита», но и о своей «признательности за очень серьезное отношение ко всему тому, что предлагается в Ташкенте». Содержательная часть переговоров осталась прессе неведома -- общение с ней Каримова и Бердымухамедова ограничилось чтением заготовленных текстов заявлений, в которых выражалась обоюдная уверенность в том, что «нынешний саммит станет яркой страницей в истории узбекско-туркменских отношений».
Почти такие же оценки давали
встрече Каримова с покойным Туркменбаши, состоявшейся поздней осенью 2004 года в Бухаре после долгого «заморозка» в отношениях между Ашхабадом и Ташкентом. Охлаждение было связано с туркменскими обвинениями в адрес узбекского руководства в пособничестве туркменской оппозиции, якобы готовившей покушение на президента Ниязова в ноябре 2002 года. Однако тогда не была решена ни одна из реальных проблем, преграждающих путь к нормализации отношений между соседями. Среди этих проблем -- перспективы разработки расположенного в пограничной зоне спорного газоконденсатного Кокдумалакского месторождения, совместное освоение водных ресурсов бассейна Амударьи, урегулирование вопросов пограничной торговли, борьба с контрабандой туркменским бензином и узбекским ширпотребом. Подписанный тогда в Бухаре договор о дружбе остался архивным документом. В памяти очевидцев остался разве что сам Туркменбаши, усевшийся за руль подаренного ему Каримовым «Дэу Лацетти», самого большого в модельном ряду корейских автомобилей, собираемых в Узбекистане.
Одной из главных тем вчерашних переговоров в Ташкенте, несомненно, стало сотрудничество двух стран в газовой сфере. В 2007 году Ислам Каримов подписался под российско-казахстанско-туркменскими планами расширения и модернизации газопровода Средняя Азия -- Центр (САЦ), часть которого получила название Прикаспийского. Однако с тех пор на основной ветке САЦ, идущей по узбекской территории, никаких работ не проводилось. По данным «Времени новостей», эти проблемы должны стать предметом обсуждения на четырехсторонней встрече президентов России, Туркмении, Казахстана и Узбекистана. Сейчас прорабатывается возможность проведения такой встречи в мае в ходе поездки по региону Дмитрия Медведева после его инаугурации на посту президента.
Сухость протокольного стиля вчера преодолел Ислам Каримов, когда он стал делиться эмоциями в связи с принятым им приглашением гостя вновь посетить Туркмению в любое удобное для него время. Хозяин «Дурменя» вспомнил свои неизгладимые впечатления от увиденного недавно в Ашхабаде, заметив, что туркменская столица стала «предметом зависти». Чьей именно -- г-н Каримов не уточнил. Затем, предвкушая новое путешествие в соседнюю страну, он заметил: «Если меня уважают в Туркмении как президента Узбекистана, то, думаю, одновременно уважают даже больше как яшулы» (по-узбекски -- «почетный старейшина»). Действительно, самый старший среди центральноазиатских лидеров, 70-летний Каримов, старше самого молодого из них, Бердымухамедова, почти на 20 лет. Можно представить, какой пышный восточный прием ожидает узбекского президента в Ашхабаде...