Признав независимость сербского края Косово, США и ведущие страны Евросоюза спровоцировали самый серьезный за последние годы
внутриполитический кризис в Сербии. Вчера кабинет Воислава Коштуницы призвал президента Бориса Тадича распустить скупщину и назначить досрочные парламентские выборы на 11 мая. Опросы показывают, что на грядущих выборах больше половины голосов может набрать Сербская радикальная партия (СРП). В этом случае к власти в Сербии придет правительство, ориентирующееся на Россию и готовое бороться за Косово любыми -- в том числе силовыми -- мерами.
То, что дни кабинета Коштуницы сочтены, стало ясно уже 6 марта. Тогда правительство не смогло принять единое решение по ключевому для Сербии косовскому вопросу. Премьер призвал министров поддержать внесенную в скупщину оппозицией резолюцию о замораживании отношений с Евросоюзом из-за его поддержки албанских сепаратистов. Министр по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич одобрил инициативу премьера. Однако глава МИДа Вук Йеремич дал негативное заключение. Голосование завершилось поражением сторонников Коштуницы.
«Правительство, которое не проводит единую политику, больше не может функционировать. Мы должны вернуть мандат народу», -- заявил на пресс-конференции Воислав Коштуница. Он добавил: «Все партии хотят, чтобы Сербия вступила в ЕС, вопрос -- с Косово или без него». Кабинету Коштуницы в последние месяцы работалось все труднее. Заседания зачастую превращались в сведение политических счетов. Часть министров представляла премьерскую Демократическую партию Сербии, а другая, более многочисленная, -- президентскую Демократическую партию, считающуюся прозападной.
Однако досрочные выборы несут опасность для правящей коалиции. «Ситуация в Сербии сейчас складывается так, что проведение досрочных выборов в мае в любом случае не отвечает интересам президента Тадича и его Демпартии», -- рассказал «Времени новостей» замглавы фракции СРП в скупщине Александр Вучич. По его словам, «президент и его сторонники хотели бы, чтобы выборы прошли в период между сентябрем и декабрем». Они рассчитывают, что к этому времени в Сербии и в мире улягутся страсти вокруг независимости Косово, провозглашенной в одностороннем порядке 17 февраля. «Что же касается СРП, то наша партия готова к проведению выборов в любой момент, -- подчеркнул г-н Вучич. -- Мы не участвуем в политических играх вокруг парламента или правительства. Наша цель состоит в том, чтобы Сербия была единой и интегрировалась в Европу как единое целое, а не как лоскут».
Социологические исследования демонстрируют устойчивый рост поддержки радикалов в сербском обществе. Если еще месяц назад они могли рассчитывать на 35% голосов, то в последние дни в прогнозах замелькали цифры до 54%. Это означает, что в Сербии впервые за последнее десятилетие может сформироваться однопартийное правительство. Глава МИДа председательствующей в ЕС Словении Димитрий Рупел уже послал избирателям Сербии недвусмысленный сигнал: «Я не думаю, что для наших сербских друзей есть какая-либо другая возможность, кроме Евросоюза».
Брюсселю будет тяжело иметь дело с радикалами в Белграде. СРП все более жестко критикует сербский МИД и лично Вука Йеремича, которому Запад симпатизирует. «МИД Сербии не может решиться разорвать дипотношения ни с одним государством, признавшим независимость Косово! -- возмущается г-н Вучич. -- Я понимаю, что есть великие державы, и мы сейчас не можем предпринять против них серьезные меры, потому что такие меры причинят вред и нам самим. Но возьмите Албанию, которая все последние годы всячески содействовала созданию независимого Косово, -- мы даже с ней не прервали дипотношения!» «Что же касается стран, которые не признали и не признают Косово, то для нас особенно важно, что этого не сделают Россия, Китай и Индия», -- подчеркнул собеседник «ВН».
Однако один из ведущих сербских политологов Джордже Вукадинович не склонен переоценивать шансы СРП. «Формирование радикалами нового правительства возможно. Но более вероятно появление коалиционного кабинета прозападных партий во главе с президентской Демпартией. В него вошли бы также партии воеводинских венгров и других нацменьшинств», -- отметил он в беседе с «ВН». «Остается в игре и вариант, при котором последнее слово вновь останется за демократами Коштуницы. В этом случае новый-старый премьер опять сможет лавировать между радикалами и Демпартией Тадича», -- считает эксперт.