Время новостей
     N°39, 11 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2008
Почему я против ЕГЭ
В России стало популярным проводить эксперименты в школах. сегодня главным экспериментом стал единый государственный экзамен, который, по мнению чиновников, вполне подходит под нашу систему образования. Вот только школьников забыли спросить, что они сами думают о ЕГЭ и о школе в целом.

Меня зовут Настя, мне 16 лет. В этом году я готовлюсь к поступлению в один из престижных московских вузов. Как и всем людям, которым приходилось или придется поступать, я прошла 11 лет школьной жизни. Так уж получилось, что мне удалось поучиться сразу в двух совершенно «полярных» по системе обучения школах. Одна школа -- частная. Другая -- среднестатистический московский лицей.

Когда мы переехали в Москву из Тольятти, мне было уже шесть лет. И тема моего образования не могла оставить моих родителей равнодушными. Прописки у нас, конечно, тогда еще не было, поэтому районные школы как вариант сразу отметались. Приходилось начинать поиск с частных. Честно говоря, денег тоже было мало, следовательно, и выбор частных школ был невелик. Папа обзванивал разные школы, в некоторых я проходила собеседования.

Наш выбор пал на школу, которая находилась в самом центре, стоимость у нее была наиболее приемлемой, и сама атмосфера мне и родителям показалась приятной. Летом я уверенно занималась подготовкой к школе с мамой и с репетитором по английскому языку. Мне скорее хотелось зажить школьной жизнью. И вот настало время идти в школу, а за ним череда месяцев учебы и каникул. Мне все очень нравилось, я любила всех учителей и никогда не любила каникулы.

В школе было всего-то человек 40. А в классе максимум десять. Это создавало атмосферу семьи. Поначалу у нас не было некоторых общепринятых предметов, как, например, история, география и литература. Вместо них был такой предмет, который включал в себя все, назывался -- «основные занятия». Но так было где-то до шестого класса. Потом они превратились в три отдельных. Были еще такие уроки, как театр, психология и саморегуляция. Мы изучали два языка -- английский и французский. Почти на каждых каникулах мы ездили куда-нибудь со школой, все начиналось с Питера и Пскова, а к седьмому классу мы стали ездить в Англию.

Но, к сожалению, как раз после восьмого класса мне, как и всем остальным, пришлось любимую школу покинуть. Ее закрыли. Это был очень тяжелый период в жизни, с истериками и отвержением любых других учебных заведений. Но к концу августа все-таки нашелся лицей, в который уже устроились некоторые мои бывшие одношкольники. Тут-то я и поняла, что такое настоящий совок. Озлобленные учителя, отвратительный уровень преподавания иностранного языка (который у них один -- английский), какие-то скандалы на пустом месте, абсолютно наплевательское отношение учителей ко всему, что происходит.

Было видно, что учителя здесь -- это уставшие от жизни люди, которые свое недовольство выплескивают на учащихся. Конечно, понятно, что с таким доходом и полным рабочим днем тяжело уживаться, но где же тот энтузиазм, который присутствовал в них, когда они выбирали эту профессию? Кстати говоря, для сравнения: в предыдущей школе, несмотря на то, что она была частной, уровень зарплаты был не выше. Однако почему-то к ученику там относились как к полноправному человеку.

В тот самый год перехода в новую школу мое рвение к учебе испарилось. Мне хотелось болеть, пропускать школу, и я ждала каникул постоянно. Я поняла, что тут лучше не высказывать на уроках свое мнение, т.к. это чревато очередным скандалом или банальной двойкой. Проучилась я так два года. Не скажу, что это был ад, но приятных воспоминаний, честное слово, осталось совсем немного.

В 11-м классе я приняла решение уйти в экстернат, чтобы не терять времени, которого и без того не хватает. В общем-то говоря, настала пора думать о вузе. Передо мной был выбор: писать на вступительном экзамене сочинение или же пойти простым путем и написать ЕГЭ. Я больше чем уверена, что окончи я свою первую школу, где нас учили не бояться трудностей и учителей, я бы выбрала первое. Но за эти три года я научилась бояться высказывать свое мнение, поэтому не раздумывая выбрала ЕГЭ. Дело в том, что тест-- это беспроигрышный вариант, в котором все зависит только от того, насколько ты подготовлен. И не найдется такого человека, который бы мог тебе что-то в нем исправить или, как говорится, «завалить». В этом случае, ты предоставлен сам себе.

Многие профессора, ректоры университетов и остальные значимые люди из области образования считают: главная проблема в том, что в наших школах до сих пор не могут отказаться от советских методов обучения. Где приветствуются в основном академизм, догматизм и авторитарность. В то время как на Западе ученику предлагают выбрать, что ему конкретно нужно от учебы, определить для себя стандартный набор обязательных предметов, то есть тех, которые ему по душе. В этой системе координат преподаватель -- полноправный партнер ученика, помогающий определить приоритеты.

Те, кто придерживается этой системы, считают, что дети, окончившие традиционную российскую школу, совершенно не приспособлены к современному обществу. При этом, по мнению приверженцев западного образовательного стандарта, ведущие вузы предъявляют чересчур завышенные требования к абитуриентам. Конечно, споры такого рода существуют во всем мире. И выбор одной из методик обучения определяется скорее исходя из культурной основы общества, чем в результате общетеоретических разногласий. Несмотря ни на что, большинство учителей все же придерживаются консервативной позиции и выступают за устные либо письменные экзамены. Им кажется, проблема современных школьников в том, что они не умеют правильно выражать свои мысли, недостаточно читают и в большинстве своем наплевательски относятся к учебе

К ЕГЭ те же специалисты относятся весьма специфически: считают, что введение ЕГЭ превращает обучение, особенно в старших классах, в дрессировку на тесты. Хотя чиновников, принявших закон, по которому такая форма экзамена обязательна, это не особенно волнует.

Спешу заметить, что никто не спрашивал и тех людей, которым предстоит сдавать экзамен в той или иной форме, то есть самих школьников.

Наверное, взрослым тетенькам и дяденькам покажется, что мы только и рады этой «халяве», однако я не поленилась и спросила нескольких своих сверстников, в этом году успешно поступивших в институты. Вот что говорит Александра Карпова, 18 лет, филологический факультет МГУ: «Мое отношение к ЕГЭ очень простое -- чем меньше у тебя знаний, тем легче сдать этот экзамен. На данном этапе развития ЕГЭ -- это глупость, которая вовсе не снижает взяточничество, зато активно снижает знания по предмету. Ей вторит 17-летняя Дарья Ходоровская с факультета журналистики МГУ: «ЕГЭ поощряет тупость. Если так и будет продолжаться, ни о каком приличном образовании и речи быть не может». Так вот, как ни странно, большинство из нас также считает такой вид экзамена не самым удачным. Так что у профессоров, борющихся против ЕГЭ, есть союзники среди выпускников школ и свежеиспеченных студентов.

Анастасия ГИДАСПОВА
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки