Время новостей
     N°37, 06 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.03.2008
Жалобная война
Защита генерала Бульбова обвинила следствие в преследовании и безграмотности
Вокруг дела генерала Госнаркоконтроля Александра Бульбова, арест которого прошлой осенью стал поводом для начала «войны спецслужб», разгорается новый скандал. Защита генерала выступила с заявлением, утверждая, что сотрудники Следственного комитета при прокуратуре (СКП) и ФСБ начали незаконное преследование адвокатов, пытаясь отстранить их от ведения дела. Попутно адвокаты обвинили следствие и в элементарной безграмотности.

Как сообщил «Времени новостей» один из адвокатов генерала Сергей Антонов, в связи с расследованием дела в отношении г-на Бульбова СКП направил на имя президента Адвокатской палаты Москвы Генри Резника представление «о принятии мер по устранению нарушений закона». «Письмо г-н Резник получил 3 марта, подписано оно было руководителем следственной группы Альбертом Богдановичем, -- рассказал адвокат. -- В нем предлагается рассмотреть «на заседании совета Адвокатской палаты вопрос о привлечении адвокатов Сергея Севрука, Сергея Антонова, Вячеслава Смирного и Константина Лопушанского к дисциплинарной ответственности». В письме, по словам г-на Антонова, говорилось: «22 января 2007 года СКП были проведены следственные действия, и адвокатам было предоставлено общение с защитником наедине и конфиденциально. Находившийся в отдалении от обвиняемого и его защитников сотрудник конвойной службы, осуществлявший визуальный контроль, обнаружил, что один из защитников (кто -- непонятно) передал обвиняемому Бульбову мобильный телефон и листок бумаги, а другие защитники окружили Бульбова, делая вид, что они общаются с ним. Обвиняемый Бульбов начал разговаривать по телефону. При попытке конвоира пресечь противоправные действия Бульбова и его защитников, адвокат Севрук перехватил телефон у Бульбова и удалил набранный им номер. А адвокат Антонов уничтожил записку, ранее переданную Бульбову адвокатами Смирным и Лопушанским».

«Это полный бред, -- заявил г-н Антонов. -- Начать хотя бы с того, что на 22 января прошлого года СКП вообще не было на свете (это ведомство было создано только в сентябре. -- Ред.), не было и уголовного дела в отношении Бульбова. Очевидно, это простая опечатка. Но ведь это официальный документ! Я не исключаю, что 22 января этого года мы действительно участвовали в следственных действиях, но ничего подобного ни в тот день, ни в другие не было. Кроме того, вообще непонятна суть претензий. Что значит «мы передали Бульбову записку»? Ведь во время следственных действий мы всегда обмениваемся бумагами, касающимися расследования дела. Это могут быть и допросы, показания, в этом и заключается наша работа! Как тогда клиент должен знакомиться с материалами дела или передавать адвокатам претензии к следствию или жалобы в суд? Что касается телефона, так в декабре 2007 года Верховный суд своим решением разрешил во время свиданий с подзащитными иметь адвокатам при себе телефон и передавать его им. Хотя конвоиры такие попытки и пресекают. Но я повторю, мы ничего не нарушали».

Кроме того, отметил г-н Антонов, следователи и направили свою претензию не по адресу. «Президент Адвокатской палаты может принимать обращения и жалобы только от доверителей или других адвокатов, -- рассказал защитник. -- Все остальные письма должны направляться только через Минюст, в данном случае -- от управления юстиции или Федеральной регистрационной службы по Москве. Так что в ближайшее время мы подготовим жалобу на имя председателя СКП Александра Бастрыкина, указав на безграмотные действия его подчиненных, ну и, скорее всего, обратимся в суд. Впрочем, несколько неадекватные действия следствия понятны. В январе мы активизировали работу. В частности, обжаловали в суде незаконные действия ФСБ и Богдановича, которые, как мы считаем, пытаются любыми способами давить на адвокатов. К примеру, в прошлом году ФСБ поставила наши телефоны на прослушивание. Прослушивая наши телефоны, спецслужбы якобы установили, что адвокаты Бульбова через его друзей в правоохранительных органах пытаются развалить дело и готовят ему побег. Но оперативники, видимо, забыли, что, если адвокат осуществляет профессиональную деятельность, его запрещено прослушивать, даже если в его действиях усматривается какое-то нарушение закона. Сделать это можно только с разрешения суда. Мы выяснили, что никаких разрешений суда на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении нас не было, поэтому эта справка не может считаться законной. Но именно на ее основании 28 ноября Мещанский суд оставил Бульбова под стражей до 15 марта. Мы обжаловали эту справку. Но 3 марта судья Мещанского суда Наумова отказалась удовлетворить нашу жалобу. Причем в начале заседания нам откровенно дали понять, что нас может постичь участь адвоката Бориса Кузнецова, который был вынужден просить политического убежища в США, поскольку здесь на него завели уголовное дело якобы за разглашение тайны следствия».

Генерал Александр Бульбов и еще несколько сотрудников ФСКН -- Александр Донченко, Григорий Черевко, Юрий Гевал -- были задержаны 1 октября 2007 года. Их заподозрили в превышении и злоупотреблении полномочиями, получении взяток, нарушении тайны телефонных переговоров с использованием служебного положения и спецсредств. Г-н Бульбов, кроме того, подозревается в незаконной предпринимательской деятельности и разглашении гостайны. По данным следствия, еще до прихода в ФСКН (тогда он работал в администрации президента) он якобы предложил двум коммерсантам платить ему по 4 тыс. долл. ежемесячно за свое покровительство и защиту. Бизнесмены, как полагает обвинение, платили «дань» до октября 2007 года и почти за пять лет через посредников передали генералу более 230 тыс. долл. Кроме того, по данным следствия, г-н Бульбов якобы оказывал покровительство еще нескольким компаниям и организовал незаконное прослушивание телефонных переговоров граждан, которое велось при участии сотрудников столичной милиции.

Арест генерала Бульбова положил начало "войне спецслужб", о которой открыто заявил в СМИ сам глава ФСКН Виктор Черкесов. В противостояние это были втянуты СКП, Генпрокуратура и ФСБ, которые периодически обменивались взаимными претензиями, обвиняя друг друга в необъективности и предвзятости.

Сам генерал Бульбов, выступив с рядом заявлений через адвокатов, свой арест объяснил местью со стороны коррумпированных сотрудников спецслужб, боявшихся разоблачения из-за расследования скандальных дел о контрабанде мебели через торговый комплекс "Три кита" и о контрабанде китайского ширпотреба. Расследование этих дел было поручено в свое время ФСКН, и именно с ними связывали ряд громких отставок в руководстве ФСБ, происшедших в 2006 году. «Все действия в отношении меня, включая арест, обусловлены чувствами мести и страха перед последующими разоблачениями высокопоставленных чиновников ФСБ РФ», -- говорилось в одном из заявлений г-на Бульбова.

Екатерина КАРАЧЕВА
//  читайте тему  //  Дело Бульбова