Время новостей
     N°37, 06 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.03.2008
Дело было в цене
Дополнительные поставки газа на Северо-Западную ТЭЦ оказались вполне возможными
Второй энергоблок Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге, построенный в 2006 году и простаивающий из-за отсутствия газа, в феврале несколько дней нес нагрузку, причем иногда даже работал на полную мощность вместе с первым блоком. Об этом «Времени новостей» сообщил источник, близкий к РАО «ЕЭС России», и подтвердил высокопоставленный менеджер «Системного оператора». А в «Интер РАО ЕЭС», которая недавно стала управлять электростанцией, «Времени новостей» заявили, что в феврале ТЭЦ закупила на бирже 8 млн кубометров газа и не исключает, что продолжит подобную практику при наличии потребности в дорогом газе (цена на бирже более чем в два раза выше установленной государством). Поскольку весной цена на топливо обычно снижается, вполне возможно, что электростанции удастся закупать большой объем. Факт загрузки обоих блоков на полную мощность ставит под сомнение многочисленные заявления представителей «Газпрома» о том, что для работы второго блока нужно расширять газотранспортную систему. Впрочем, договоренности между РАО и газовым монополистом о долгосрочных поставках газа на Северо-Западную ТЭЦ до сих пор нет, а потому покупка станцией газа на рынке вряд ли может считаться решением проблем с загрузкой второго энергоблока.

В ноябре 2006 года, когда второй блок Северо-Западной ТЭЦ торжественно запускали в эксплуатацию, проблема поставок газа на новые стройки РАО встала как никогда остро. Дело в том, что энергетики в 1998--2004 годах возводили новые газовые энергоблоки, не согласовав свои планы с «Газпромом». Тот своего согласия не давал под предлогом необходимости инвестиций в расширение газотранспортных мощностей. Разумеется, об отсутствии соглашения с газовым монополистом все знали, тем не менее стройки начинались. В случае со вторым блоком Северо-Западной ТЭЦ, возможно, глава РАО Анатолий Чубайс рассчитывал на то, что, раз Владимир Путин во время работы в мэрии Санкт-Петербурга подписал документ, определяющий газ в качестве основного и резервного топлива для электростанции, президенту будет неудобно, если его прошлые распоряжения приведут к простою блока в энергодефицитном регионе, и газ найдут. Но этого не случилось.

Когда в 2006 году «Газпром» спросили, а почему, собственно, нет газа для второго энергоблока, последовал ответ пресс-службы монополиста о том, что мощности магистральных газопроводов Торжок--Санкт-Петербург и Грязовец--Санкт-Петербург задействованы полностью. "Без существенных инвестиций в развитие системы увеличить объем поставок газа на Северо-Западную ТЭЦ не получится", -- отмечал в комментариях СМИ пресс-секретарь главы "Газпрома" Сергей Куприянов. Под развитием системы подразумевалась замена газоперекачивающих станций на более мощные, на что требовались инвестиции, по разным оценкам, от 100 млн до 500 млн долл. Разумеется, при таких суммах энергоблоки автоматически становятся существенно менее рентабельными.

Впрочем, еще при торжествах по поводу пуска второго энергоблока СЗ ТЭЦ проектировщики говорили журналистам, что об ограничениях речи быть не может -- под все четыре энергоблока, которые должны быть построены, газотранспортных мощностей хватает. И о том, что это не так, официально заявлял лишь г-н Куприянов, глава «Газпрома» Алексей Миллер от ответа уходил. Но в РАО «ЕЭС России» на днях «Времени новостей» рассказали, что, как выяснилось, проблема поставок сырья для второго энергоблока заключается не в нехватке газа, а «в простом желании открутить задвижку». В «Системном операторе», в свою очередь, отмечают, что вчера оба энергоблока этой ТЭЦ стояли под половинной нагрузкой, но в феврале, когда была относительно теплая погода, они иногда нагружались полностью. Это означает, что дефицит газа для второго энергоблока возможен только в пиковые периоды, то есть при умеренных и сильных морозах, когда в Санкт-Петербурге резко возрастает потребление топлива другими предприятиями и населением.

При этом необходимо отметить, что ТЭЦ перешла под управление «Интер РАО ЕЭС» -- экспортно-импортного оператора, который на 60% принадлежит РАО и на 40% «Росэнергоатому» -- совсем недавно, в конце января. И хотя бы частичное решение проблемы было найдено. Причем такое, о каком говорил полтора года назад г-н Чубайс: при высокой цене газа для российских потребителей «Газпрому» станет выгодно заниматься продажами внутри страны.

Ответ же на вопрос о том, почему «Газпром» и РАО при наличии технической возможности не могут договориться о постоянных поставках газа на второй энергоблок Северо-Западной ТЭЦ, судя по всему, кроется в интересе «Газпрома» к этой электростанции. Газовый монополист в последний год стал владельцем почти всей энергогенерации в столицах (Москве и Питере), и СЗ ТЭЦ -- чуть ли не единственная газовая электростанция, на которую он не имеет влияния. Структуры «Газпрома» владели небольшим пакетом ее акций, но после проведения допэмиссии в 2005 году их доля была размыта до ничтожно малой величины. Смысл же владения этой электростанцией заключается в том, чтобы прекратить на рынке Финляндии конкуренцию российского электричества с газом. Глава «Газпрома» Алексей Миллер в 2005 году жаловался Владимиру Путину, что ввод первого блока Северо-Западной ТЭЦ, вся энергия которой согласно постановлению правительства экспортируется, «привел к приостановке экспорта газа в Финляндию». А источник в «Газпроме» тогда пояснял, что упущенную выгоду от поставок газа на Северо-Западную ТЭЦ по регулируемым ценам в концерне оценивают в 1,8 млрд руб. ежегодно.

Как выясняется, когда эту упущенную выгоду «Газпром» может компенсировать внутрироссийскими поставками по высокой цене, он готов закрывать на нее глаза.

Николай ГОРЕЛОВ