|
|
N°30, 19 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скандал в благородном семействе
Скандал, разыгравшийся на прошлой неделе между католиками и православными, вышел за пределы конфессиональных отношений. В дело вмешался российский МИД, посетовавший, что Ватикан предпринимает шаги по реорганизации своих структур в России, «не урегулировав этот вопрос с РПЦ». Отличился и неутомимый Жириновский, инициировав просьбу Думы в МИД «не давать визы представителям Ватикана в связи с обострением обстановки и их самовольными действиями по изменению статуса католических епархий». Проблема в данном случае не в том, что государство вмешивается во внутрицерковные дела (оно ведь имеет дело с государством Ватикан), а в том, что нормализация отношений между «церквами-сестрами» вновь отложена в долгий ящик. И государство вольно или невольно приложило к этому руку. А ведь еще совсем недавно оно в лице президента Путина эту нормализацию приветствовало: общее христианское наследие должно объединять нас с Европой, а не разъединять.
Напомню историю конфликта. 11 февраля Папский престол объявил о своем решении создать в России вместо временных апостольских администратур постоянные структуры -- епархии. Как и администратур, их будет четыре: архиепархия Божией матери с центром в Москве, Преображенская с центром в Новосибирске, Святого Климента с центром в Саратове и Святого Иосифа с центром в Иркутске. Епархии объединяются в митрополию, во главе которой будет стоять Тадеуш Кондрусевич, возглавлявший и раньше российских католиков.
Казалось бы, не случилось ничего страшного. В мире около двух с половиной тысяч католических епархий и всего девять (после нынешней реорганизации) администратур, которые создаются на проблемных территориях именно как временные. Епархии существовали в России и до революции, была даже Могилевская митрополия с центром в Петербурге. Более того, чтобы не задевать чувства православных, епархии именовались в честь местных кафедральных соборов, а не по мотивам российской географии.
Но чувства были задеты, и весьма существенно. Московская патриархия расценила смену католических вывесок как вызов и угрозу -- Ватикан создает в России новый плацдарм для прозелитической деятельности (то есть собирается переманивать в латинство слабые православные души) и посягает на православные «канонические территории». Последнее обвинение не вполне корректно. Термин «канонические территории» мало что говорит католическому уху: он применяется для регулирования исключительно внутриправославных разногласий.
Но подавляющее большинство населения этих тонкостей не знает. Так что попытки новоиспеченного митрополита Кондрусевича объясниться особых результатов не дали. 38% слушателей «Эха Москвы» заподозрили в действиях Ватикана недоброе. Учитывая либерализм «эховской» аудитории, можно предположить, что в целом по стране реакция на «католическую экспансию» была более негативной.
Недовольство РПЦ нарастало как снежный ком. Католики едва успевали оправдываться. Им напомнили обо всех исторических грехах, включая разграбление православного Константинополя в 1204 году, покушение на исконно православные территории с помощью Брестской Унии в 1596 году и заигрывание с большевиками вплоть до 1923 года, когда те наконец взялись и за католиков. Не говоря уж о попустительстве Ватикана в отношении униатов, захвативших в начале 90-х православные храмы на Украине. В общем, много интересного узнала публика из истории православно-католических отношений.
Реорганизация католических структур в Москве сама по себе не ахти какой серьезный повод для ссоры, но ожидать, что она эту ссору спровоцирует, было можно. Болезненная подозрительность православных по отношению к католикам, укорененная в непростой истории их отношений, -- вещь достаточно известная. И в Ватикане не могли этого не понимать. Когда к концу недели выяснилось, что Патриархия не желает видеть в Москве кардинала Вальтера Каспера, намечавшийся визит которого считался признаком потепления православно-католических отношений, возникло предположение об истинной подоплеке скандала.
В последние годы в Ватикане набирает силу консервативное крыло под началом кардинала Йозефа Ратцингера, который возглавляет конгрегацию по вероучению. Исторические корни конгрегации уходят в такое известное учреждение, как инквизиция, и, видимо, помня об этом, кардинал последовательно искореняет либеральный дух Второго ватиканского собора. В недавней декларации Dominus Iesus он резко критиковал экуменический подход, настаивая на том, что истинное спасение возможно только в лоне католической церкви.
Вальтер Каспер, напротив, относится к утрачивающим свое влияние ватиканским либералам. Он возглавляет Папский совет по содействию христианскому единству, то есть является «профессиональным экуменистом». Кому, как не ему, было ехать в Москву налаживать отношения.
Не исключено, что внезапная реорганизация католических структур в России была подарком ватиканских «ястребов» своему оппоненту накануне визита. Вернее, подарком единомышленникам-врагам. Как известно, в Московской патриархии в последние годы тоже преобладают не самые либеральные настроения. «Ястребы» поняли друг друга на расстоянии и совместными усилиями не дали «голубю» его преодолеть. Наследники дела инквизиции порадели православным патриотам. А тут как раз подоспели и наши светские «ястребы» -- Дума с неуемным Владимиром Вольфовичем. Зрение у этих птиц острое, и добычу они всегда видят отлично.
Борис ФАЛИКОВ, религиевед, доцент РГГУ