|
|
N°30, 19 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пустая труба
Никто, кроме Украины, не хочет транспортировать нефть через Одессу
Украина, настойчиво пробивая собственный, почти завершенный проект транспортировки каспийской нефти по маршруту Баку--Супса--Одесса--Броды--Гданьск (Польша), активизировала переговоры с будущими партнерами -- государствами и производителями нефти. На прошлой неделе украинская делегация во главе с членом правления «Укртранснефти» Евгением Бабичем провела переговоры в Баку, пытаясь выяснить, возможно ли трубу Одесса--Броды заполнить азербайджанской нефтью.
Для Киева транспортировка каспийской нефти -- вопрос не только экономический, но и политический. Как напомнил в Баку посол Украины Борис Алексенко, сейчас страна практически полностью зависит от России, откуда получает 80% своих энергоресурсов. Политических препятствий для реализации гданьского проекта нет. На недавней встрече с премьер-министром Украины Анатолием Кинахом советник госсекретаря США по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского региона Стивен Манн однозначно заявил: украинский маршрут не помеха основному экспортному трубопроводу (ОЭТ) Баку--Тбилиси--Джейхан; украинский маршрут устремлен в Центральную Европу, джейхановский -- в Средиземноморье.
Важнее другое -- какая иностранная компания или компания на Каспии будет заинтересована заполнить украинскую трубу. Вице-премьер Азербайджана Аббас Аббасов на завершившемся в конце минувшей недели заседании азербайджано-украинской комиссии по экономическому сотрудничеству дал четкий ответ: «В Азербайджане ресурсов для заполнения трубы пока нет». А те, что появятся после полномасштабной разработки Азербайджанской международной операционной компанией контрактной площади Азери--Чираг--Гюнешли, планируется транспортировать по трубе Баку--Джейхан. Следовательно, до 2005 года, когда вступит в строй джейхановская труба, трубопровод Баку--Супса не может быть использован для прокачки нефти из других регионов Каспия. Он рассчитан на объем ранней нефти, добываемой на месторождении Чираг, и на безусловное сохранение ее высокого качества. Трубопровод Баку--Новороссийск пока довольствуется прокачкой 2,5 млн тонн нефти в год, добываемой Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики. Теоретически возможен завоз нефти танкерами из Казахстана и Туркмении в дагестанский порт Махачкала и заполнение ею «северной трубы» на Новороссийск, но объемы этой нефти невелики.
В принципе трубопроводы Баку--Супса и Баку--Новороссийск после ввода джейхановской трубы будут простаивать. Только тогда можно будет говорить об использовании украинского маршрута. Но пока никто из казахских и туркменских производителей нефти не выразил желания воспользоваться этим маршрутом. Очевидно, что каспийскую нефть практически без остатка заберут нефтепровод КТК, российская трубопроводная компания «Транснефть» и впоследствии джейхановская труба.
Ариф УСЕЙНОВ, Баку