|
|
N°30, 19 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Могучий и нищий класс
Профессия чиновника, управленца в России всегда была престижной и уважаемой работой. Однако в последние 10 лет служба в государственном аппарате потеряла большую часть своей былой прелести. Особенно сильно это коснулось работников федеральных ведомств. Их денежное содержание значительно уступает зарплатам в частных предприятиях. Во-вторых, произошло перераспределение сфер влияния: многие полномочия федеральных ведомств взяли на себя регионы.
На самом деле федеральная бюрократия находится в кадровом и организационном кризисе. «Мне в последние годы стало очень сложно работать из-за того, что вокруг меня либо ветераны советской закалки, либо совсем зеленые стажеры, людей моего поколения (40 лет. -- Ред.) в аппарате почти не осталось, -- делился с корреспондентом газеты «Время новостей» чиновник высокого ранга. -- Практически все, кто мог, ушли в бизнес».
Принято считать, что молодые перспективные управленцы не идут работать в госаппарат из-за того, что там мало платят. Однако это далеко не единственная причина кадрового кризиса. В начале 90-х был сломан механизм кадрового лифта, благодаря которому аппарат управления перманентно подпитывался людьми из комсомола и партии. Новый механизм выстроен не был, а все попытки создать что-то иное носили в общем-то кустарный характер.
Отсутствие свежей крови в государственном аппарате ведет к перманентному снижению эффективности управления страной. При этом если на должности тех, кто должен принимать решения, еще с грехом пополам удается найти кого-то, то готовить эти решения практически некому. «Ну не может чиновник, получающий 1500 рублей в месяц, оперативно подготовить справку для контракта, который стоит несколько десятков миллионов долларов», -- рассказывает бизнесмен, вынужденный по роду занятий часто контактировать с госслужащими. По его словам, прямые обращения к руководству ведомства редко дают положительный результат -- в конечном итоге все дело снова поступает к малооплачиваемому чиновнику, который продолжает тянуть волынку.
Реформа государственной службы должна была начаться еще год назад, по крайней мере, об этом говорил и Герман Греф, и его коллеги из Центра стратегических разработок. Однако до дела так и не дошло. И вовсе не потому, что о нем забыли.
Эффективные перемены в устройстве госаппарата невозможны без кардинального сокращения его функций. Российских чиновников слишком много, их обязанности и сферы ответственности слишком запутаны, чтобы проблема решалась путем простого сокращения работников. Радикальные же шаги требуют не просто политической воли, но и понимания того, что реформа государственного аппарата сделает ее автора самым непопулярным и даже ненавидимым человеком среди самого могущественного слоя населения страны.
Они больше не работают на государство
Далеко не полный список тех, кто оставил должности
Владимир Потанин работал первым вице-премьером в правительстве Виктора Черномырдина с августа 1996-го по март 1997 года. Отвечал за макроэкономику и финансы. Покинул пост в связи с реформой кабинета министров. В настоящее время -- президент холдинговой компании «Интерросс».
Борис Березовский с октября 1996-го по ноябрь 1997 года занимал пост заместителя секретаря Совета безопасности. Был отставлен от должности из-за интриг первых вице-премьеров Анатолия Чубайса и Бориса Немцова. С апреля 1998-го по март 1999 года занимал пост исполнительного секретаря Союза России и Белоруссии. В настоящее время живет за пределами России.
Анатолий Чубайс, председатель Госкомимущества, вице-премьер в 1994--1995 гг., глава администрации президента, первый вице-премьер в 1997--1998 гг. С государственной службы уходил дважды. Первый раз -- в начале 1996 года, чтобы фактически возглавить через два месяца предвыборный штаб Бориса Ельцина. Во второй раз г-н Чубайс ушел из правительства в марте 1998-го, однако через два месяца был назначен специальным представителем президента по связям с международными финансовыми организациями. Окончательно госслужбу покинул 28 августа 1998 года.
Александр Лившиц работал в администрации президента с 1992 года на разных должностях -- от простого эксперта до советника президента. Летом 1996 года он был назначен министром финансов в ранге вице-премьера. Ушел из правительства в марте 1997 года, занимал пост заместителя руководителя администрации президента. После 17 августа 1998 года подал в отставку и почти год находился вне госслужбы. В июне Борис Ельцин назначил г-на Лившица спецпредставителем президента по связям со странами «восьмерки». В этом качестве Александр Лившиц пребывал до формирования правительства Михаила Касьянова. Сейчас работает в «Сибирском алюминии».
Олег Сысуев был призван с регионального на федеральный уровень весной 1997 года. В правительстве «молодых реформаторов» он отвечал за социальную политику, которая входила в круг его обязанностей и в кабинете Сергея Кириенко. Осенью 1998 года перебрался на работу в администрацию президента. В июне 1999 года ушел в отставку и вскоре занял пост первого заместителя председателя совета директоров Альфа-банка.
Андрей Вавилов работал первым замминистра финансов с 1992 года. Долгое время считался самым могущественным человеком в финансовом ведомстве. Это никак не могло устроить Анатолия Чубайса, ставшего в апреле 1997 года министром финансов. Г-н Вавилов был вынужден уйти. В настоящее время занимается нефтяным бизнесом.
Олег Вьюгин с 1993 года возглавлял департамент макроэкономической политики министерства. В 1996 году стал заместителем министра финансов, в 1999 году -- первым заместителем -- куратором отношений с международными финансовыми организациями. Сейчас работает в «Тройке Диалог».
Игорь Шабдурасулов с 1992 по 1998 год работал в аппарате правительства. С 1998 по 2000 год был заместителем главы администрации президента. В настоящее время представляет интересы Бориса Березовского в России.
Глеб ЧЕРКАСОВ