Время новостей
     N°37, 06 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.03.2008
Деньгами не исправишь
В программе ДЛО нашлись новые "врожденные дефекты"
Программе дополнительного лекарственного обеспечения пророчат кризис уже во втором полугодии 2008-го. О грядущих проблемах руководителей Минздравсоцразвития и правительство уже предупреждают региональные чиновники от здравоохранения, маркетологи и представители отечественной фармпромышленности. На прошедшем вчера в столице «круглом столе» эксперты предсказывали продолжение роста цен на лекарства и скорый крах поставщиков, которые заявляли необоснованно низкую стоимость препаратов, чтобы выиграть аукционы на право снабжать регионы. Но самое главное: из ДЛО выйдут последние льготники, не страдающие тяжелыми хроническими патологиями, что может заставить власти окончательно отказаться от страхового принципа распределения средств внутри программы.

В таких условиях грядущее увеличение лимита средств на одного льготника с 417 до 423 руб. в месяц кардинально ситуацию к лучшему не изменит. Регионам пришлось смириться с такой нормой выписки только из-за страшной спешки, которая была перед аукционами в конце прошлого года, -- все боялись не успеть заключить договоры с поставщиками и завезти лекарства для льготников на первое полугодие 2008-го. «Принципиального расчета не было. Нас никто не спрашивал, как мы оцениваем тех больных, которые будут у нас обеспечиваться лекарствами на льготных условиях», -- сетовала вчера замминистра здравоохранения и социального развития Калужской области Галина Чулкова. В этом не самом богатом регионе, чтобы закрыть потребность в лекарственных препаратах по основным фармакологическим группам, в реальности требуется не менее 1000--1200 руб. в месяц на человека. «Такая же ситуация и у нас в области, -- поддержала коллегу замначальника департамента по здравоохранению Смоленской области Лариса Борисова. -- По аналитике выходит, что нам надо добавить еще две трети средств к выделенным из федерального бюджета. Нам выделили 152 млн, а мы должны добавить еще 300 млн. Так получается, потому что в программе остались только льготники с серьезными диагнозами: сахарный диабет, онкология и астма».

Программа имеет «врожденные дефекты, несовместимые с жизнью», и не всегда прямое увеличение финансирования способно их устранить, считают эксперты. «В прошлом году на программу было потрачено около 50 млрд руб., в этом году в бюджет заложено примерно 60 млрд руб. Если смотреть просто, то бюджет ДЛО увеличился на 20%, то есть денег должно бы хватить. Но это иллюзия, -- утверждает гендиректор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин. -- В прошлом году 7--8 млрд приходилось на так называемый «дорогостой», на все остальные препараты оставалось больше 40 млрд руб. Теперь на дорогие препараты по семи особо затратным нозологиям, выделенным в отдельную программу, приходится 33 млрд руб., соответственно на все остальное -- меньше 30 млрд». При этом, по предварительным расчетам DSM Group, только на медикаментозную помощь больным сахарным диабетом в России нужно 4--4,5 млрд руб., а на онкологические заболевания -- от 100 до 120 млрд рублей.

«Нет ни одного дела, которое можно исправить только деньгами, -- уверен исполнительный директор ОАО «Отечественные лекарства» Александр Итин. -- ДЛО не исключение». По его убеждению, причину постоянного дисбаланса стоит искать в основных принципах, заложенных в программу. Основной методологический просчет, по словам г-на Итина, это «монетизация» -- если бы все 15 млн человек, которые изначально были в программе ДЛО, там и оставались, никаких проблем не возникло бы. Но на сегодня получать льготу лекарствами согласилась только треть россиян, упомянутых в федеральном реестре Пенсионного фонда.

Усугубило же ситуацию специфическое разделение средств внутри программы. «Врач выписывает пациенту те препараты, которые считает наиболее эффективными, никак не сообразовываясь с их стоимостью. Мнение врачей относительно действенности того или иного препарата складывается в значительной мере и под влиянием представителей фармкомпаний. Преимуществом обладают, конечно, крупные иностранные производители, выпускающие дорогие оригинальные лекарства или современные дженерики», -- считает руководитель «Отечественных лекарств». В итоге, по его подсчетам, 73--75% фармрынка занимают иностранные компании, а оставшиеся 25--27% -- отечественные. Но в ДЛО ситуация особенная: по итогам 2007 года доля отечественных компаний в этой программе колеблется от 8 до 9%. Причина крена в сторону дорогой импортной фармпродукции в том, что выписка происходит по перечню торговых наименовании, а не по международным непатентованным наименованиям -- действующим веществам. Государственные контролирующие органы могли бы изменить правила выписки, составив список дешевых дженериков, при наличии которых выписывать оригинальный препарат просто запрещалось бы, полагают эксперты.

«Но хуже всего, что стало непомерно много поставщиков, которые выиграли аукционы. В том числе и на право поставки наших препаратов. Но я ответственно заявляю, что в конце осени -- начале зимы прошлого года никто из них не договаривался с нами по ценам и возможности поставок», -- заявил Александр Итин. По его словам, множество мелких дистрибьюторов, вошедших в программу, фактически блефовали, обещая главам регионов поставлять препараты по относительно низким ценам. Теперь же они не имеют реальной возможности выполнять свои обязательства -- производители отказываются отпускать новым партнерам по ценам, которые оговаривались с крупными дистрибьюторскими компаниями. В этой ситуации именно мелкие поставщики и выступают в роли маховика цен. Будучи не в состоянии выбить скидки у фармкомпаний, они идут на поклон к губернатором, зная, что последних правительство и Кремль предупредили о персональной ответственности за обеспечение льготников. Под предлогом оказания дополнительных услуг «новые дистрибьюторы» стараются повысить стоимость поставки, усугубляя тем самым дефицит программы ДЛО.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств