Не успел
Совет Безопасности ООН принять 3 марта резолюцию по иранской ядерной проблеме, как по ней возникли новые разногласия между ведущими державами мира.
Сегодня совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) должен был принять жесткую резолюцию, проект которой внесли в понедельник Великобритания, Франция и Германия. В документе говорится о неспособности международных экспертов доказать отсутствие у Тегерана секретной военной атомной программы.
Однако голосование вряд ли состоится. Причиной стал громкий дипломатический скандал, разыгравшийся одновременно в Вене и Нью-Йорке. Его главным действующим лицом стал не Иран, а Россия, возмущенная попытками западных держав решать важнейшие проблемы без учета мнения Москвы.
В ходе обсуждения в Совбезе ООН 3 марта очередной, третьей по счету резолюции об ужесточении санкций против Ирана Россия согласилась с Западом в том, что эта мера является вынужденной необходимостью, спровоцированной упорным отказом Тегерана приостановить обогащение урана. "Ирану не нужно обогащать уран, так как Россия гарантирует ему поставки ядерного топлива на многие годы", -- заявил вчера на пресс-конференции в Нью-Йорке постпред России при ООН Виталий Чуркин.
Однако перед самым голосованием российская делегация пригрозила, что не поддержит в Совбезе резолюцию по Ирану, если европейцы не отзовут свой документ из совета управляющих МАГАТЭ. Россию сразу же поддержал Китай. Резолюция СБ ООН за номером 1803 была принята, но в порядок работы управляющих МАГАТЭ в Вене вчера пришлось вносить изменения. Российский МИД подтвердил, что новая резолюция Совбеза ООН «стала результатом непростого компромисса».
Причиной демарша двух стран, имеющих в Совбезе право вето, стали закулисные маневры в МАГАТЭ. Британцы, французы и немцы не только не ознакомили российскую сторону с содержанием своего проекта итоговой резолюции, но даже скрыли от Москвы намерение поставить на голосование важный документ. «Нам не нравится такое развитие событий», -- заявил представитель России при МАГАТЭ Григорий Берденников.
Российской делегации стало известно, что представители Великобритании, Франции и Германии сознательно держали Москву в неведении. Как признался один из западных дипломатов, авторы резолюции собирались познакомить россиян с документом уже после того, как Совбез ООН проголосует за ужесточение санкций. Лишь несвоевременная утечка информации сломала разработанный за спиной России сценарий. Теперь у Ирана вновь появился шанс поиграть на разногласиях в рядах мирового сообщества.
Меры, утвержденные Совбезом ООН в понедельник, не были чрезмерно жесткими. Новая резолюция вводит запрет на зарубежные поездки ряда лиц, участвующих в разработке ядерной и военной программ Ирана, замораживает счета некоторых иранских компаний. Теперь разрешен досмотр подозрительных грузов, поступающих морским и воздушным путем в Иран и из Ирана. Страны -- члены ООН будут более бдительно относиться к новым торгово-финансовым соглашениям с Ираном, включая предоставление экспортных кредитов и финансовых гарантий. Запрещаются поставки в Иран товаров двойного назначения. Под особое подозрение подпадают контакты с Национальным банком и Экспортным банком Ирана -- их подозревают в финансировании тайных ядерных и военных программ. Большинство мер присутствовали в двух предыдущих резолюциях СБ ООН по Ирану, принятых в декабре 2006 года и марте 2007 года. Главное отличие нынешнего документа в том, что он делает эти меры обязательными к исполнению.
Новые санкции вступят в действие в том случае, если Иран в течение 90 дней не приостановит обогащение урана. Выступая на заседании Совбеза, Виталий Чуркин выразил надежду, что «иранское руководство тщательно проанализирует содержание принятой резолюции» и «сделает выбор в пользу выполнения требований МАГАТЭ и СБ ООН».
Но, скорее всего, Тегеран проигнорирует новое требование точно так же, как предыдущие резолюции. Глава парламентской комиссии по безопасности и внешней политике иранского меджлиса (парламента) Алаэддин Боруджерди вчера пообещал, что его страна не станет выполнять решение СБ ООН: «Принятая резолюция 1803 политизирована, этот документ неприемлем и невыполним». А заместитель главы иранской Организации по атомной энергии Мохаммад Саиди выразился более образно. Он назвал принятие резолюции попыткой «играть в
бильярд куском шланга»: "Это неразумные и нелогичные действия".
«Иран не пойдет на уступки, поскольку не считает Совбез ООН правомочным решать вопросы его ядерного досье, -- заметил «Времени новостей» завотделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев. -- Иран готов иметь дело исключительно с МАГАТЭ. Кроме того, Тегеран требует для себя конкретных обязательств и обещаний со стороны США, которые Вашингтон не дает». Что касается МАГАТЭ, то эта организация, по словам г-на Пикаева, «не отвечает за действия США, а значит, не может гарантировать Ирану выполнение его требований».
Совбезу ООН предстоит еще не раз обсуждать ужесточение антииранских санкций. А вот военный сценарий решения проблемы ныне выглядит маловероятным. "У Совбеза ООН нет желания применять силу в случае невыполнения резолюции Ираном", -- заметил вчера Виталий Чуркин.
«У США нет полного списка целей подозрительных объектов в Иране, как это было в случае с Ираком в 2003 году, -- полагает г-н Пикаев. -- В случае военных ударов могут быть многочисленные жертвы среди мирного иранского населения, а американцам это совершенно не нужно. Не нужен им и дальнейший рост цен на нефть, который в случае ударов по такому крупному производителю нефти, как Иран, окажется неминуемым».