|
|
N°38, 07 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Склад Эрмитаж
Реформа оплаты труда лишает федеральные музеи статуса научных организаций
Переход на новую систему оплаты труда может лишить федеральные музеи статуса научных организаций. Реформа должна быть завершена до конца 2008 года. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития №570 этим учреждениям придадут статус склада предметов культуры, правда, оставив возможность делать выставки, показывать их посетителям и водить экскурсии.
Пока еще есть время, Союз музеев России (СМР) готовится отстаивать научный статус Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Российского этнографического музея и многих других. Деятели культуры начали бомбардировать письмами федеральные министерства, правительство России и президента. Ответов пока нет.
К протестам руководителей музеев присоединились и власти Санкт-Петербурга. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко направила письма руководству Министерства культуры и Министерства здравоохранения и социального развития РФ в связи с выходом приказа, фактически упраздняющего должности научных сотрудников музеев. "Мне хочется верить, что это (исключение должности научных сотрудников из штатного расписания музеев. -- Ред.) просто ошибка. Я не допускаю, что кто-то мог разработать это умышленно, потому что иначе это какая-то провокация. Представить музей без науки и научных сотрудников просто невозможно. Этот приказ не касается музеев городского подчинения, но в нашем городе находятся ведущие музеи страны федерального подчинения. Мы не можем допустить, чтобы они прекратили свою научную работу", -- сказала г-жа Матвиенко журналистам в среду. Губернатор сообщила, что уже направила соответствующие письма в федеральные ведомства с просьбой об отмене приказа Минздравсоцразвития. "Мы будем добиваться отмены принятого решения. Ведь там фактически упраздняется даже должность директора. Вообще как можно организовать хоть одну выставку без научных сотрудников? И куда денутся научные сотрудники -- они останутся без работы или превратятся в кладовщиков? Я приму все меры, чтобы этого не допустить", -- заявила Валентина Матвиенко.
Суть разногласий музейщиков и чиновников в том, что приказ Минздравсоцразвития утверждает профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии вспомогательного и руководящего составов, среднего и ведущего звена. В нем перечислены 104 должности, которые могут быть прописаны в штатном расписании подобных учреждений. Причем лишь пять должностей отдано непосредственно музеям, не считая смотрителей и билетеров. Среди них есть методисты, заведующие отделами, хранители фондов, редакторы библиотеки музея, экскурсоводы и заведующие почему-то только передвижными выставками.
Как пояснил "Времени новостей" директор Государственного Эрмитажа, председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский, в стране сейчас идет процесс уравнивания разных по сути сфер деятельности: "Музей или магазин, неважно -- живи по одним законам! Новые инициативы не учитывают особенности культуры и ее учреждений. А ведь именно культура, кроме того, что в принципе отличает человека от животного, определяет и особенности нации. А государство существует для того, чтобы обеспечивать безопасность граждан, и для того, чтобы сохранять ими созданное. То есть культуру. Ту память поколений, которая передается только воспитанием, обучением, образованием. Уже поэтому культура не может быть рядовым субъектом законодательной деятельности. Музеи, библиотеки и архивы сохраняют материально-культурное наследие нации. А это все пытаются отнести к разряду "услуг населению".
В Министерстве культуры и массовых коммуникаций отказались комментировать инициативу другого федерального ведомства, заявив, что прокомментировать ее невозможно, поскольку она не поддается логике. По мнению чиновников Минздравсоцразвития, которые разъясняли "Времени новостей" этот документ, музей не должен быть научным учреждением. Ведь наука -- это "другое министерство и соответственно другая категория расходов". Зачем сотруднику музея заниматься преподаванием или идти в аспирантуру? Для этого есть высшие учебные заведения, а у них своя система финансирования. Иначе же можно просто запутаться в сметах и бюджетах.
Музеи страны хранят миллионы экспонатов. Каждый из них представляет собой произведение, которое должно быть рассмотрено всесторонне и абсолютно отчетливо с научной точки зрения. И не только с точки зрения истории или искусствоведения. В музеях работают сотни кандидатов и докторов наук. И по словам директора Российского этнографического музея (РЭМ) Владимира Грусмана, даже сохранить экспонаты без них невозможно. Например, в запасниках РЭМ десятки тысяч предметов многовековой давности, многие найдены на археологических раскопках. Чтобы они не сгнили и не рассыпались в прах, им нужна определенная температура, влажность. А грибок -- иногда просто эпидемия. И именно ученые РЭМ разработали средство против микроорганизмов, разрушающих уникальные предметы культуры. Если же лишить музейных сотрудников возможности заниматься научной деятельностью, задачу сохранения культурных ценностей будет решать некому.
Как утверждает СМР в своих письмах, среди музеев нет двух одинаковых -- у каждого свои особенности, свои уникальные ниши. Потому не может быть единой инструкции и единого штатного расписания, а должны быть написаны четкие уставы под каждое конкретное учреждение.
В приказе Минздравсоцразвития музейщики не видят ничего, кроме некоего злого умысла. Они считают, что новая инициатива -- взяткоемкий заговор чиновников против учреждений культуры. Представьте себе, в Эрмитаже -- казино, а лекторы со смотрителями ютятся в арендованных наспех ангарах, где запакованными в тюках "хранятся" предметы старины. Кошмарный сон Михаила Пиотровского! Но, по его же словам, подобное развитие событий не лишено оснований. Современное законодательство не исключает банкротства музея. Ведь во многих нормативных актах учреждения культуры представлены как коммерческие учреждения. Налоговый кодекс РФ уже лишил музеи льгот по земельному налогу и налогу на имущество, а новый приказ окончательно уравняет их с шоу-бизнесом.
Между тем исполнить приказ Минздравсоцразвития будет весьма сложно. Достаточно вчитаться в список должностей работников культуры, искусства и кинематографии: артист баров и ресторанов (то есть лабух -- это деятель культуры!), контролер -- посадчик аттракционов, руководитель дискотеки и прочее, и прочее... Причем придуманы даже такие специальности, которых нет в государственном классификаторе. Но при этом в списке нет должности директора музея, директора театра, директора библиотеки, уборщика и дворника. Такое ощущение, что в приказ вписывалось первое, что придет в голову.
Как пояснила корреспонденту "Времени новостей" юрист Татьяна Смирнова, судьба этих инициатив пока под большим вопросом. Ведь профессиональные квалификационные группы должностей вводятся во исполнение постановления правительства РФ №605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений..." Согласно этому постановлению подобные приказы должны быть выпущены всеми министерствами касательно работников подведомственных им структур. Но издали их только Министерство по чрезвычайным ситуациям России относительно аттестованных спасателей и Минздравсоцразвития относительно работников культуры. Остальные ведомства не торопятся. И есть надежда, что активность Союза музеев России поможет чиновникам взглянуть на свою инициативу более трезво.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург