Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ», успешно
выполнив программу модернизации, передала Словакии 12 истребителей МиГ-29СД (словацкое название --МиГ-29АС).
Работы, одобренные правительством России, начались с подписания в июле 2002 года контракта между военным ведомством Словакии и фирмой «МиГ» и велись с 2004 года. Торжественная передача модернизированных самолетов произошла на крупнейшей словацкой авиабазе Слиячь. В ней приняли участие министр обороны страны Ярослав Башка, представители фирмы-изготовителя и российского госпосредника в торговле продукцией военного назначения -- ФГУП «Рособоронэкспорт». Это первый случай, когда фирмы Соединенных Штатов, Германии, Чехии, Великобритании и России на территории государства -- члена НАТО, в данном случае Словакии, модернизировали боевые самолеты российского производства, установив новое бортовое оборудование.
Доработки проводились на заводе компании LOT в городе Тренчин. В ходе модернизации истребители МиГ-29 словацких ВВС адаптированы к стандартам НАТО и требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Это сделано за счет включения в состав бортового электронного оборудования современных вычислительных, навигационных, посадочных и радиосвязных систем, новой аппаратуры опознавания «свой--чужой». Интегратором выступила РСК «МиГ», а системы и приборы предоставили ведущие фирмы названных стран: аппаратуру опознавания -- BAE Sistems, радиостанции и навигационную аппаратуру -- Rockwell Collins, бортовые компьютеры, цветные многофункциональные индикаторы и системы видеорегистрации -- российские поставщики. Среди других именитых фирм, принявших участие в модернизации МиГ-29, -- HR Smith Group, Goodrich Aerospace Lightning Systems.
В результате возможности «мигаря» существенно расширены и в сфере навигации, и особенно при поражении воздушных целей. В частности, самолет теперь может классифицировать цели, не обращаясь к наземным центрам управления. Кроме того, обеспечено хорошее взаимодействие истребителя с сухопутными, морскими и авиационными подразделениями армий стран НАТО.
Теперь МиГ-29СД могут вполне успешно участвовать во всех операциях Североатлантического альянса. За счет внедрения новой системы диагностики и перехода на эксплуатацию «по техническому состоянию» срок эксплуатации самолетов увеличен до 40 лет, а ресурс -- до 4 тыс. часов. Без доработки самолеты подлежали списанию до 2020 года. Высокие характеристики модернизированных МиГ-29 были подтверждены во время совместных учений, проведенных в рамках Североатлантического альянса. ВВС Словакии планируют показать радикально обновленные машины на авиасалоне ILA-2008 в Берлине в конце мая этого года.
Опыт, полученный при выполнении данного контракта, стоимость которого, по неофициальным данным, составляет порядка 70 млн долл., планируется использовать в других странах. Аналогичные доработки РСК «МиГ» уже проводит в ВВС Болгарии и Польши. Поляки решили эксплуатировать свои «МиГи» до 2025 года. Обеспечивать абонентское обслуживание в соответствии с контрактом будет фирма «МиГ».
По подсчетам экспертов, на сегодняшний день только в Европе под стандарты НАТО/ИКАО может быть адаптировано около сотни истребителей МиГ-29. Кроме этих стран в орбиту модернизации планируется втянуть других бывших партнеров Советского Союза по социалистическому лагерю -- Румынию и Венгрию.