|
|
N°37, 06 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скатертью велодорожка
Калининградская область пытается стать частью туристической Европы
Практически все страны Евросоюза буквально пронизаны разветвленной, удобной сетью байк-трасс с хорошей инфраструктурой. На Западе правилом хорошего тона считается передвигаться на велосипеде, ведь крутить педали -- это экологически чисто. Европейцы гордятся тем, что велотурист, например, из Франции может без проблем по велодорожке добраться до Польши -- есть соответствующие маршруты и карты. Имеются они и в Прибалтике -- веломаршрутов достаточно в Литве, Латвии и Эстонии. Но соединиться в единое целое они никак не могут, долго гнать велосипед бесполезно -- между ними находится Калининградская область. В самом западном российском регионе нет байк-трасс, поэтому все велодорожки, доходя до него, пока упираются в тупик.
Калининградские власти все же надеются обзавестись велотрассой. Пока, правда, лишь с одной стороны -- проходя по калининградской части заповедника «Куршская коса», который Россия делит с Литвой пополам, такая дорожка соединялась бы с литовской байк-трассой. На реализацию проекта деньги выделил Европейский союз -- почти 225 тыс. евро.
Как заявила на недавней встрече участников проекта его координатор с российской стороны Людмила Мельникова, уже начата подготовка технико-экономического обоснования строительства велодорожки. К разработке ТЭО привлечены не только калининградские, но и европейские эксперты. В частности, именно по их рекомендации за образец решено взять байк-трассы на германском острове Зюльт, природный ландшафт которого схож с Куршской косой -- песчаные пляжи, сосны, смешанный лес. На косе, правда, есть еще и подвижные дюны -- уникальное природное явление.
По мнению г-жи Мельниковой, велодорожка должна быть не шире полутора метров: «Для велосипедистов этого достаточно, а вот автомобиль не проедет!» Так задумано не случайно. Национальный парк «Куршская коса» настолько любим калининградцами, что страдает от этого. В погожий день туда устремляются сотни, если не тысячи отдыхающих. Причем велосипедистов из них единицы. Большинство предпочитает ездить на автомобилях, зачастую бросая их в неположенных местах, не считаясь с хрупкостью местной природы. Некоторые пытаются на своих авто забираться в лес, а иные стараются покорить даже дюны. Чувствительным почвам это наносит серьезный вред. По уровню посещаемости калининградская Куршская коса второй наиболее популярный национальный парк после Сочинского заповедника. А по числу иностранных гостей и вовсе первый.
Изюминка проектируемой велодорожки -- ее почти полное совпадение со старинным почтовым трактом, который шел по Куршской косе. По нему ездили многие царственные особы. Из местных там «отметилась», например, прусская королева Луиза, на косе даже установлен соответствующий памятный знак. Сейчас разработано два проекта маршрута, один длиннее другого на три километра. Экспертам предстоит выбрать наиболее удобный вариант. Пока же идет подбор лиричных названий для остановочных пунктов -- в их числе, например, «Птичье царство» (возле орнитологической биостанции, которая действует уже более ста лет) и «Голубой пляж». Намечая путь, работники нацпарка выбирают те места на Куршской косе, где трассу можно прокладывать без вырубки деревьев.
У калининградцев опыта в строительстве велодорожек нет. Зато у соседей-литовцев он есть. По мнению координатора проекта с литовской стороны Валентины Буркшиене, построить велодорожку хорошо, но этого мало. «Представьте, если человек едет километр за километром, а вокруг нет ни кафе, ни места, где бы он мог отдохнуть, нет вообще ничего», -- пояснила она. По ее мнению, параллельно со строительством байк-трассы необходимо позаботиться об окружающей ее инфраструктуре.
С кафе на Куршской косе не все так просто. Есть несколько точек, но они либо очень дорогие, либо излишне демократичны. На днях местная прокуратура потребовала снести «Кафе у моря», принадлежащее компании «Евробалттур» (ее соучредитель -- Галина Бульбова, супруга высокопоставленного сотрудника ФСКН Александра Бульбова, находящегося с осени 2007 года под арестом). По мнению прокуратуры, кафе было возведено нелегально, это расценивается как самовольная постройка и подлежит сносу за счет владельца.
Впрочем, проблема с кафе не самая главная для велопутешественников. В ближайшее время предстоит решить, что делать после того, как выделенные Евросоюзом 225 тыс. евро иссякнут. Львиная доля этой суммы пойдет на разработку проектно-сметной документации. Когда ПСД будет создана, деньги кончатся, откуда брать финансы непосредственно на строительные работы? Местный и региональный бюджет вряд ли согласится брать на себя такую ношу. Ведь прокладка велодорожки весьма дорогое удовольствие. Когда литовцы делали байк-трассу у себя, один километр им обошелся примерно в 25 тыс. долл. Учитывая протяженность дорожки с калининградской стороны (не менее 53 км) Куршской косы, ее стоимость может потянуть примерно на 35 млн рублей.
Помощь из федерального бюджета также весьма сомнительна. «Честно говоря, раньше мы думали, что с готовой проектно-сметной документацией достаточно легко войдем в финансирование в рамках особой туристско-рекреационной зоны. Но теперь у меня такой уверенности нет», -- сообщила начальник областного отдела туризма Марина Друтман. Калининградская Куршская коса весной 2007 года по решению МЭРТ РФ была наделена статусом особой туристско-рекреационной зоны. Предполагалось, что после разработки концепции ее развития из федерального бюджета на решение инфраструктурных проблем косы (в том числе и на прокладку автотрассы) будет выделено около 1,5 млрд руб. Однако все мыслимые сроки подготовки концепции прошли, и денег турзоне, видимо, не видать. Не исключено, что статуса турзоны Куршская коса лишится (область может отказаться от него совсем либо подобрать другую территорию для наделения таким статусом). В таком случае затея со строительством велодорожки может умереть в зародыше.
Чтобы этого не случилось, в региональном правительстве решили подстраховаться. Несколько местных муниципальных образований при поддержке областных властей хотели бы создать сеть велодорожек у себя. Совместными усилиями можно было бы найти деньги и на велодорожку на косе. В противном случае Калининградская область рискует остаться белым пятном на карте европейского велотуризма.
Вадим СМИРНОВ, Калининград