Сегодня в Пекине начинает работу сессия общенационального парламента -- Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), которая рассмотрит оборонные расходы Китая на 2008 год. Вчера глава секретариата ВСНП Цзян Эньчжу сообщил, что по сравнению с прошлом годом
военный бюджет страны увеличится на 17,6% и составит 58,68 млрд долл. Он пояснил, что рост военных расходов вызван инфляцией, необходимостью увеличения закупок горюче-смазочных материалов, улучшением довольствия и расходами на подготовку личного состава.
«Китай не стремится к экспансии. Наша цель состоит в защите суверенитета, обеспечении безопасности и территориальной целостности страны», -- отметил Цзян. Он подчеркнул, что доля военных расходов в ВВП Китая составляет 1,4% -- это ниже, чем у большинства крупных государств.
Военный бюджет США на 2008 год составляет 696,4 млрд долл. Оборонные расходы России в 2008 составят 36,8 млрд. долл., ожидается, что к 2010 году они вырастут до 45,5 млрд долл. «Рост военных расходов -- явление нормальное. Китай самоутверждается на мировой арене, но это не угрожает России, являющейся основным поставщиком в Китай современных вооружений. Для США, чей военный бюджет несопоставим с китайскими оборонными расходами, КНР также не представляет реальной опасности», -- заявил «Времени новостей» член Клуба военачальников России генерал-полковник Борис Уткин.
Новость о росте военного бюджета КНР с беспокойством восприняли в Токио. Генеральный секретарь кабинета министров Японии Нобутака Матимура вчера заявил: «Для соседних стран, как и других государств мира, непонятно, почему в Китае на протяжении уже 20 лет неуклонно высокими темпами растут расходы на оборону». По мнению высокопоставленного японского политика, Пекину следует приложить усилия, чтобы разъяснить свою оборонную политику другим странам.
За сутки до обнародования в Пекине размера нового военного бюджета Пентагон направил в конгресс США ежегодный доклад о военной мощи КНР. Аналитический доклад на 56 страницах был подготовлен в соответствии с законом 2000 года, обязавшим американское военное ведомство каждой весной информировать конгрессменов о существующих и потенциальных тенденциях военно-технического развития, военной организации Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и изменениях военной доктрины Пекина. «Доклад является согласованным мнением Пентагона, администрации Белого Дома и государственного департамента. Это серьезная попытка представить то, что происходит в Китае», -- заявил заместитель помощника министра обороны США по Восточной Азии Дэвид Сидней.
Авторы доклада утверждают, что военная программа КНР «лишена прозрачности», а это якобы ведет к росту напряженности в регионе и во всем мире: «Международное сообщество мало знает о мотивах модернизации китайской армии. Лидеры Китая должны объяснить миру цели модернизации армии». Пентагон оценил общие военные расходы Китая в 2007 году в размере от 97 до 139 млрд долл. (по официальным китайским данным, они составили лишь 46 млрд долл.). Эксперты Пентагона утверждают, что эти средства Пекин потратил «на новое поколение ядерных ракет морского и наземного базирования, способных долететь до США, на развитие ударных подлодок, в том числе способных нести баллистические ракеты, на высокоточное оружие для флота и авиации, развитие собственного многоцелевого истребителя, развитие собственных модификаций десантных кораблей, фрегатов и крейсеров, систем противовоздушной обороны».
Американцы подчеркивают, что основным поставщиком современных вооружений в Китай остается Россия, у которой Пекин приобретает современные системы наведения, военные самолеты и эсминцы. Россия также оказывает Китаю содействие в развитии космической программы.
В докладе Пентагона большое внимание уделяется осуществляемым в Китае разработкам средств поражения орбитальных аппаратов противника. Отмечается, что Пекин в январе 2007 года провел испытание противоспутникового оружия, уничтожив баллистической ракетой метеозонд на высоте 850 километров.
НОАК «превращается из массовой армии, рассчитанной на длительные войны на истощение на собственной территории, в армию, способную вести и выигрывать непродолжительные, высокоинтенсивные конфликты на своей периферии против противников, владеющих высокими технологиями», говорится в американском докладе. Эксперты Пентагона предполагают, что одной из ближайших задач, поставленных перед НОАК, является сосредоточение военных сил в районе Тайваньского пролива. Они предполагают, что Китай может попытаться применить военную силу не только в отношении Тайваня, но и в других территориальных спорах, а также в войнах за природные ресурсы.
Однако Борис Уткин в беседе в «ВН» предположил, что Тайвань может особо не опасаться агрессии Китая до тех пор, пока за ним стоят США: «В Пекине понимают, что в случае военного конфликта с Тайванем Китай столкнется со всей мощью Соединенных Штатов, связанных с островом военными обязательствами».
Китай с возмущением отреагировал на доклад Пентагона. Пресс-секретарь МИД КНР Цинь Ган назвал доклад «серьезным искажением фактов и попыткой вмешательства во внутренние дела Китая». Он призвал США «оставить менталитет «холодной войны», правильно понять Китай и его развитие, исправить свои ошибки и способствовать взаимному доверию и конструктивному сотрудничеству».