Правительство попыталось убедить экономистов, что может совместить рост ВВП и борьбу с инфляцией
Как выяснилось на вчерашней встрече премьер-министра Виктора Зубкова с академиками и просто известными экономистами страны в Академии народного хозяйства при правительстве РФ, за последние два месяца своего пребывания в этой должности нынешний премьер хочет добиться от экономики рывка.
Премьер, прибыв на встречу в Академию народного хозяйства и желая выяснить, каковы же все-таки наиболее перспективные тенденции развития экономики, постоянно ссылался на президента. Именно фигура Владимира Путина, на его взгляд, символизирует
постановочный 2020 год. До этого года рассчитана инновационная стратегия развития страны, которую дорабатывает кабинет премьера Зубкова, чтобы передать ее реализацию кабинету премьера Путина. Для г-на Зубкова задача, по его собственным словам, «уже в мае подготовить концепцию развития» на столь долгосрочный период.
В общем, Виктор Зубков, являясь едва ли не самым краткосрочным премьером в новейшей истории России (меньше в этой должности проработал только Сергей Степашин), будет, если исполнит «наказ», самым долгосрочным -- в смысле идеологического содержания экономической политики -- главой исполнительной власти.
В отличие от чистых политиков нынешний премьер не гнушается общением с представителями различных экономических течений, включая либеральные и оппозиционные. И вчера пока еще занимающий пост премьера г-н Зубков пытался напомнить, что никто еще не отменял ни макро-, ни микроэкономику.
Выступая перед экономистами со стажем, нынешний премьер решил идти от частного к общему. Взять академиков он попробовал просторечьем и привел пример, как плохо на Руси устроено административное право. «Германия. Приходит к бургомистру человек, -- начал свою новеллу премьер. -- Хочет заниматься ресторанным бизнесом. Его, как ни странно, принимают, но говорят: мол, этого у нас хватает. Давайте займитесь озеленением. Купите патент и вперед!» -- обрисовал желаемую картину г-н Зубков. Однако то, что он услышал в минувшую пятницу, проведя вечер с представителями малого бизнеса, по его словам, «никуда не годится». Чтобы купить, к примеру, патент на ремонт жилища, гражданин должен пройти 23 инстанции и потратить минимум год.
Рассказав эту трагическую историю из жизни малого и среднего бизнеса и поручив завершать ее вице-премьеру Александру Жукову, г-н Зубков перешел к глобальным проблемам. Процитировал в очередной раз г-на Путина: «Мы ставим амбициозную задачу вхождения в пятерку экономической элиты планеты». «Президент говорит, производительность труда должна вырасти в четыре раза», -- нагнетал масштаб предстоящих свершений премьер.
Пуганые академики в отличие от привычных советских времен обновляющейся власти не боялись. Кто просил создать орган или совет при правительстве, помогающий лоббизму академиков, кто -- новое здание взамен нового, но непригодного, кто -- попросту отдельной строчки в бюджете.
Но некоторые ученые все-таки сказали о главном. Ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау прямо-таки указал на задачу номер один правительства -- борьбу с инфляцией. «Конечно, может быть, лучше «стоять» за высокие темпы роста экономики, чем «сидеть» за низкие, -- процитировал он знаменитую экономическую шутку советских времен. -- Но все же лучше низкие темпы инфляции, чем высокий рост ВВП».
Однако министр экономического развития Эльвира Набиуллина не одобрила академический выбор -- «либо рост ВВП, либо низкая инфляция». И не без вызова нынешним экономическим реалиям заявила: «Я бы не стала ставить вопрос: или-или». «В наших условиях, -- подчеркнула г-жа министр, -- мы можем и сокращать инфляцию, и обеспечить экономический рост».