По итогам выборов президента России
Ингушетия вновь оказалась в числе рекордсменов по явке и лояльности избирателей. Во всяком случае, официально республиканский избирком объявил о явке более 92% граждан, принявших участие в голосовании -- и свыше 87% из них отдали свои голоса за Дмитрия Медведева. Как и на думских выборах в декабре прошлого года, Ингушетия на втором месте -- в декабре она слега уступила Чечне, сейчас -- Дагестану. И так же, как после думских выборов, ингушская оппозиция уже уличила власти в фальсификациях. А глава Центризбиркома Владимир Чуров, наоборот, постарался развеять какие бы то ни было сомнения, сославшись на видеосъемку голосования, специально выполненную на нескольких участках.
Кавказские республики вообще традиционно показывают высокую явку и высокую поддержку кандидатам от власти -- примерно так же, как обе российские столицы традиционно проявляют в дни всенародного волеизъявления сравнительно более распространенное вольнодумство. Это связано не только с традиционным стремлением кавказского регионального начальства проявить свои организаторские способности и патриотическое рвение, но и с особенностями культуры коренного населения, которое до включения Северного Кавказа в состав России было отчасти знакомо с демократией, но совсем иного рода, чем нынешняя. Жители сел, к примеру, организованно приходят на участки как на праздник, а отметку в бюллетене ставят, искренне посоветовавшись с главой администрации -- в таких случаях и фальсифицировать ничего не приходится. Города иногда проявляют характер, но сельского энтузиазма и рвения властей хватает, чтобы с избытком покрыть эти городские "недостатки".
Рекордсменом на выборах президента Медведева стал Дагестан, где его поддержали почти 92%. Правда, явка в Дагестане, по предварительным подсчетам, оказалась чуть ниже, чем в Ингушетии, -- 84 против 87%. Президент Дагестана Муху Алиев лучше всех объяснил такой успех первого вице-премьера: «Это дань уважения дагестанского народа Дмитрию Анатольевичу как куратору приоритетных национальных проектов. С другой стороны, таким образом проголосовали за Владимира Владимировича Путина, к которому дагестанцы относятся с особой симпатией», - здесь г-н Алиев, несомненно, имел в виду решимость, с которой молодой тогда еще премьер Путин начал летом и осенью 1999 года военные операции против исламских фундаменталистов, грозивших отторгнуть республику от России. «Добровольно не входили, добровольно не выйдем», -- цитировала тогда вся республика аварского поэта Расула Гамзатова.
В ряду рекордсменов Карачаево-Черкесия, где Дмитрий Медведев набрал более 90% голосов при явке около 84%. Результат г-на Медведева в КЧР меньше, чем результат «Единой России» на выборах Госдумы месяц назад, но больше, чем результат самого Путина, показанный им здесь в 2004 году, -- 82,2%.
В таких нюансах на Кавказе можно при желании увидеть проявления тонких и многообразных отношений местного руководства с Кремлем. Президенту Мустафе Батдыеву, которому в наступившем году предстоит переназначение -- или смена, -- явно импонирует Дмитрий Медведев, хотя и считающийся идеальным преемником, но все же, в сущности, выдвинутый почти той же командой в Москве, которая в 2003 году содействовала уходу президента КЧР Владимира Семенова (и избранию г-на Батдыева). Президентская карьера г-на Батдыева омрачалась почти постоянным политическим кризисом, и не исключено, что теперь он рассчитывает на ее более надежное продолжение: во всяком случае, фамилия Батдыева, по информации местных источников, уверенно фигурирует в списках вероятных кандидатов.
Чечня же, к примеру, «съехала» в электоральной «турнирной таблице» по сравнению с декабрем сразу на несколько строк. Зафиксировав абсолютный национальный рекорд поддержки «курса Путина» на думских выборах 2 декабря 2007 года (и явка, и результат «Единой России» -- около 99%), «человек Путина» Рамзан Кадыров позволил, по-видимому, расслабиться себе и членам избирательных комиссий: явка предварительно 88,7%, за Медведева -- "всего" 90,87% голосов. Это, впрочем, не означает, что у «человека Путина», который потратил немало сил, чтобы убедить «патрона» остаться на третий срок, должны быть прохладные отношения с преемником. Они успели хорошенько познакомиться, г-н Медведев фамильярно называл г-на Кадырова «стариком», а уровень любви чеченского лидера к новому начальнику если и снизится, то в пределах разницы между 99 и 90%.
Злые языки, правда, утверждают, что в ночь на 3 марта с участков в районы и дальше в Грозный по телефону диктовали цифры явки, когда бюллетени еще были в урнах или грудами лежали на столах, но сути дела это не меняет: всерьез в итогах голосования в Чечне сомневаться никто не станет.
Чего нельзя с уверенностью сказать об Ингушетии, которая, несмотря на усилия г-на Чурова, по всей видимости, уже готовится к новому витку политических скандалов. Некая независимая группа общественного мониторинга опубликовала на оппозиционном сайте «Ингушетия.ru» данные своих наблюдений, согласно которым всего в республике 2 марта проголосовали 5742 избирателя, то есть 3,5% от списочного состава. Эти цифры напоминают выборы в Грозном во время и после второй чеченской войны, когда разрушенный, но обитаемый город фактически не голосовал и даже разъезжался по селам, а в итоговых протоколах появлялись бодрые цифры явки и поддержки. С каким бы недоверием ни относиться к съемке, проведенной сотрудниками избиркома на ингушских участках по просьбе ЦИК, едва ли можно предположить, что реальность 2 марта оказалась такой плачевной. Напомним, после парламентских выборов оппозиция объявила, что собраны 87 тыс. заявлений от граждан, которые якобы категорически не хотели, чтобы их включали в 99% голосовавших. Получилось, что реально голосовало меньше половины населения -- но в тот момент, когда ЦИК РФ уже было запаниковал, анализируя возможные правовые последствия передачи скандальных подписей в прокуратуру или в суд, инициаторы акции отказались от ее продолжения, убоявшись оставить Ингушетию без единственного представителя в Госдуме Билана Хамчиева. Общественности заявления также не предъявлялись, зато 26 января оппозиция попыталась провести в Ингушетии митинг протеста против действующего президента Мурата Зязикова и произвола силовиков, которые, воюя с боевиками, слишком часто, по мнению протестующих, убивают, калечат и задерживают мирных жителей.
Митинг был разогнан со стрельбой поверх голов. Такая же участь, по всей видимости, ожидает и митинг, намечаемый на 12 марта. О таких планах объявил «Мехк-Кхел» (в примерном переводе -- совет страны) Ингушетии -- неформальное собрание представителей тейпов, заявившее о себе как народная альтернатива избранному 2 марта республиканскому парламенту. В предстоящую субботу-- 8 марта-- «Мехк-Кхел» собирается провести «съезд ингушского народа», а 12 марта выйти на митинг с требованием немедленного освобождения нескольких задержанных ранее активистов оппозиции.
В официальном же парламенте Ингушетии места распределились примерно так, как это предсказывалось еще за месяц до голосования -- «Единая Россия» получила 74% голосов и займет 20 из 27 мест, еще три, скорее всего, достанутся ЛДПР, и по два -- коммунистам и «Справедливой России». Любовь ингушей к явно не "прокавказской" партии Владимира Жириновского кажется несколько странной, но Владимир Чуров уверяет, что оснований сомневаться в данных ингушского избиркома «нет, не было и не будет». И триумф республиканских «медведей», и победа г-на Медведева означает, по мнению г-на Зязикова, «правильность и успех курса, выбранного руководством страны», хотя по-прежнему не исключено, что этот курс уже в ближайшее время перестанет совпадать с личным курсом руководителя Ингушетии. С другой стороны, при действующем президенте России сложилась политическая традиция не увольнять губернаторов под давлением. И пока неизвестно, насколько она прочна.