Руководители российских промышленных предприятий не верят в инновационный путь их развития
Рост промышленного производства в России продолжает замедляться. В том числе из-за наступления импорта, вызванного продолжительным укреплением рубля и
ростом инфляционных ожиданий. Такой вывод позволяет сделать опубликованный на днях февральский бюллетень конъюнктурных опросов "Промышленность", подготовленный лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП). Правда, руководители российских предприятий полны оптимизма и готовы вступить в борьбу за конкурентоспособность своей продукции,
рассчитывая на интенсивный рост спроса и производства в ближайшие месяцы. Любопытно, что лишь половина опрошенных руководителей предприятий считают, что их компании станут более конкурентоспособными за счет инноваций.
В феврале было опрошено 720 предприятий. Результаты оказались не слишком оптимистичны, хотя эксперты еще в январе высказывали немало надежд именно на февральские успехи. Дело в том, что замедлившийся в начале года рост промышленного производства многие склонны связывать с особенностями национальных каникул. Длительный перерыв в деловой жизни страны заставил экспертов осторожно интерпретировать итоги января и дожидаться результатов февраля. Однако первые сведения о февральской динамике российской промышленности оказались не слишком оптимистичны. Небольшое увеличение роста спроса пока лишь достигло уровня четвертого квартала прошлого года.
С одной стороны, темпы роста платежеспособного спроса увеличились по сравнению с январем. С другой стороны, по сравнению с концом прошлого года интенсивность роста практически не изменилась. Такая динамика роста продаж не устраивает все больше предприятий. Как показывают данные опроса, неудовлетворенность спросом в российской промышленности выросла до 33%, что является максимальным результатом последних полутора лет. В легкой промышленности доля таких предприятий составляет 71%, в машиностроении -- 39%, в строительной индустрии -- 36%.
Темпы роста выпуска товаров в феврале оказались на несколько пунктов ниже январских и в два раза хуже прошлогодних февральских. Как считают эксперты лаборатории конъюнктурных опросов, производство не хочет или не может идти за спросом, а точнее, опережать его. Предприятия не могут, как раньше, производить продукции чуть больше, чем можно продать даже в условиях невысоких по сравнению с первой половиной прошлого года темпов роста спроса. Это привело к снижению обеспеченности промышленности запасами готовой продукции. Доля предприятий с нормальным уровнем запасов на складах составляет сейчас только 63%, тогда как ранее этот показатель поднимался до 67%. Промышленность вынуждена продавать продукцию со складов, а пополнять их становится сложнее.
Осложняет положение российских товаропроизводителей и увеличившееся влияние конкурирующего импорта. По оценкам опрошенных руководителей предприятий, конкуренция с импортом в этом году все чаще заставляет российские предприятия сокращать объемы производства и уступать место на рынке не более удачливым российским коллегам, а конкурентам из дальнего зарубежья.
На фоне этих оценок в феврале парадоксально был зафиксирован рост оптимистических прогнозов. 64% респондентов надеются, что в течение ближайших двух-трех месяцев объем производства увеличится, и только 3% -- что он снизится. 50% респондентов уверены также в росте платежеспособного спроса и только 4% -- в снижении.
В условиях усиливающегося давления со стороны импорта повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции становится для предприятий не дежурным лозунгом, а жизненной необходимостью, считают исследователи из ИЭПП. В целом за весь многолетний период мониторинга предприятия вполне логично уделяли максимальное влияние повышению качества выпускаемой продукции. Правда, до дефолта 1998 года эта мера находилась лишь на третьем месте, уступая по распространенности таким действиям, как снижение издержек и изучение запросов потребителей. Но с 1999 года проблема качества продукции в умах респондентов становится безусловным лидером. В результате к 2006 году заботу о качестве называли основной мерой повышения конкурентоспособности 82% респондентов. Но за два года руководители предприятий, видимо, несколько, перегорели. В 2008 году эту меру считают основной 80% опрошенных.
Снижение издержек как форма конкурентоспособности к 2008 году опускается в промышленности на пятое место и используется в условиях усиливающихся инфляционных ожиданий на 49% предприятий. Наиболее активно снижение издержек как фактор конкурентоспособности применялось в российской промышленности в 2002 году. Изучение запросов потребителей как вид борьбы за место на рынке тоже постепенно теряет свою популярность: если в 1996 году эта мера была наиболее популярна (71%), то в 2006 году она занимала только пятое место. В 2008 году популярность этой меры вновь увеличилась.
На второе место среди способов повышения конкурентоспособности в 2008 году вырвалась закупка оборудования. Если в 1998 году этот фактор считали необходимым использовать в борьбе за конкурентоспособность только 16% предприятий, то сейчас уже 54%. Рост принципиальный, но недостаточный. Устаревшее оборудование остается, по мнению предприятий, самой главной помехой росту конкурентоспособности выпускаемой продукции. В 2007 году так считали 57% предприятий, в 2006 году -- 48%. Усугубляет ситуацию и обострившаяся в нынешнем году абсолютная нехватка мощностей в российской промышленности. Основной источник увеличения мощностей -- запуск простаивающих, уже определенно исчерпан.
Да и то, что запускалось ранее, как подчеркивают составители бюллетеня, требует замены, так как создавалось еще во времена СССР. Поэтому модернизация оборудования постепенно становится все более распространенной мерой повышения конкурентоспособности в российской промышленности. Если в 1998 году ее упоминали 19% предприятий, то сейчас уже 48%.
А вот инновационный путь роста конкурентоспособности -- создание и выпуск новой продукции -- становится менее популярным в российской промышленности. В 2008 году его назвали только 51% предприятий после 61% в 2006 году. Реже (24%) этот фактор упоминался только в далеком 1996 году. Так что российская промышленность морально не готова к инновационному рывку, который становится стратегическим приоритетом политики государства.