|
|
N°35, 04 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая восьмерка
Ringo Starr. Liverpool 8 (Capitol)
The Beatles, как известно, живее всех живых. В том смысле, что все время происходит что-нибудь, связанное с наследием великой группы. То Пол Маккартни выпустит альбом highly, что называется, contrioversial. То выйдет спорный мегамикс Love (к слову, после того, как страсти улеглись, слушается он вполне себе хорошо). А то вот фильм «Через вселенную». Упертым битломанам можно позавидовать, а можно посочувствовать. Все ли, овеянное битловской славой, на том же уровне? Ответ на этот вопрос я дать не рискну, будем считать, что он риторический.
Новый сольный альбом Ринго Старра в этом смысле -- вещь бесспорная. В отличие от тех альбомов, по преимуществу концертников, которые Старр, самый знаменитый рок-барабанщик на свете, выпускал в последние годы. Студийные альбомы у него таки случались, просто их никто особенно замечать не хотел.
Мимо Liverpool 8 «проехать» тоже можно, но не стоит. Это набор отменно написанных, просто, но со вкусом спродюсированных песен в неумирающем жанре «взрослая поп-музыка». Почти везде -- приятные наплывы фирменного битловского многоголосья. В написании и продюсировании некоторых песен принял участие Дейв Стюарт, гитарист и вокалист Eurythmics, сам изрядный мелодист. Песня Liverpool его соавторства -- крепкая, как водка, песнь-ностальгия с понятным посланием «Ливерпуль, я покинул тебя / Но не предал». Половина альбома -- именно такие взрослые песни. С небольшими отклонениями: Gone are the Days -- психоделия с шумами; на Tuff Love звучит инвертированная (т.е. пропущенная в обратную сторону) гитарная партия. Эффект, изобретенный некогда самим Джорджем Харрисоном. Ничего, конечно, радикально нового. Все старое: и класс, и качество, и, извините за выражение, душа... Настоящий же рок, черт подери. В отличие от каких-нибудь Джо Кокера с Родом Стюартом.
Dave Gahan. Hourglass (MUTE)
Как принято говорить в подобных случаях, «Остапа понесло». Вокалист Depeche Mode Дейв Гэхен выпускает второй сольный альбом. Дебютный, Paper Monsters, был темным, тягучим и болезненным. Эти вот «Песочные часы» однозначно не «болезненные». Иные песни бодры -- если вообще применительно к песням, спетым сочным голосом Гэхена, дядьки зрелого-матерого, можно говорить о какой-то бодрости. «Альтернативный блюз» предыдущего альбома сменился жесткой электроникой, и такое звучание Гэхену, наверное, более адекватно. Саунд, безусловно, довольно интересен: много всяких звучков, штучек и мелочей, цепляющих внимание. Разнородного, кстати, происхождения. Срежет и шум -- от индастриала. Как и тяжелая и динамичная Kingdom. На Saw Something соло сыграл Джон Фрушьянте (гитарист Red Hot Chilli Peppers) -- получился отменный кусок американской альтернативы.
Минус: мелодии. Голос Гэхена ассоциируется с гениальными мелодиями «депеш», простыми и прозрачными, и vica versa. Его авторские мелодии не то чтобы далеки от нетленных мотивчиков Мартина Гора, это просто совершенно иное качество материала. Ну, как золото и бронза, например. Гэхен, разумеется, не столь выдающийся мелодист, как Гор, но все-таки песни у него получаются несомненно крепкие, с хуками и фишками.
А если бы материал вполовину сократили (до формата EP), еще лучше бы получилось. Но то ж Гэхен. Не замай!
Samsonov + Duo Zikr. Premonitions of a Shooting Star (Andrei Samsonov/«Бомба-Питер»)
Мимо этого альбома пройти никак невозможно. Ибо это проект Андрея Самсонова, нашего лучшего продюсера. Продюсер это не тот дядя, который на телевизор бабки заносит, а тот, кто создает неповторимое звучание музыканта. Самсонов придумал «звуковое лицо» альбома Земфиры «Четырнадцать недель тишины». Также сотрудничал много с кем из наших. Выпустил два сольных альбома на культовом лейбле MUTE (это где Depeche Mode, Ник Кейв и прочая). То есть личность просто-таки грандиозная. Ну, в общем, Самсонов это отдельная история, он в представлениях не нуждается.
Итак, перед нами пластинка Самсонова и Duo Zikr. Что тут сказать? Хороший world-beat. В начале 90-х нечто подобное выходило на лейбле Realworld, немного позднее стало разрабатываться лейблами поплоше. Вот если рассматривать всю эту затею с точки зрения качества и стилистической необычности (впервые в нашей стране подобный проект), вопросов бы не было. Проблема в том, что один русский человек уже спродюсировал world-альбом мирового уровня. Я имею в виду компанию Виктора Сологуба, Севары Назархан и лейбла Realworld, выдавших совершенно сногсшибательный альбом Sen.
Premonitions of a Shooting Star тоже, наверное, кого-нибудь поразит. Но не тех, кто слушает world-beat и «этнику вообще». Поскольку что здесь найдет более или менее искушенный слушатель? Ну, ритмы (не слишком затейливые). Ну, пряные условно-восточные мелодии (так сказать, «Калинка-малинка» made in Egypt). Загадочные голоса. Голоса выводят нечто без чувства и содержания. Если слушать реальные этнические экзерсисы, то, сколь бы смешными-нелепыми-раздражающими они поначалу ни казались, все-таки в голове складывается какое-то понимание типа «в этом что-то есть». А решение «не нДравица, не буду слушать» -- наш личный выбор, а не оценка материала. Свидетельство того, что мы не из той культуры и что-то нам непонятно. Но речь, как ни крути, идет о культуре и о понимании. Это когда мы слушаем этнику или какую-нибудь сильно европеизированную музыку диаспор (asian dub, например). Но когда вполне себе русский голос, такой совершенно бытовой, домашний-разговорный, с русскими обертонами бормочет какое-нибудь «бом-бом-бом-бэээ», слушателю, извините, просто стыдно.
Но есть на альбоме однозначно классная со всех точек зрения песня, она называется Om Namah, Shivaya. И по мелодии (которая напоминает Teardrop, хит Massive Attck), и по настроению, и по вокалу. От оригинала (а оригинал -- известная мантра-искупление «Я кланяюсь Шиве»; ее еще называют «мантрой пяти слогов»), похоже, осталось только три заглавных слова и никакой мелодии. Ну и что? Зато читает ее Борис Борисыч Гребенщиков. А он на этом деле собаку съел.
Александр БЕЛЯЕВ