|
|
N°35, 04 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Все, берем Белых"
Несогласные с итогами выборов маршировали в Питере и пытались - в Москве
На следующий день после президентских выборов «Другая России» провела несколько «Маршей несогласных». Протестуя против их итогов, активисты коалиции, как всегда, жгли файеры и выкрикивали лозунги, а милиция, как всегда, задерживала оппозиционеров.
Участники «Марша несогласных» в Москве, на который столичные власти так и не выдали разрешения, не успевали даже встать в колонну: милицейское оцепление начиналось прямо от выхода из метро. Поэтому оппозиционерам приходилось выбирать между прямой дорогой к «пазикам» с занавешенными окнами, которых дежурило в районе Тургеневской площади около десятка, и попытками смешаться с журналистами из десятков стран, которых явно было больше, чем самих протестующих.
Впрочем, выбор был не у всех: правозащитника Льва Пономарева и советника лидера «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова Марину Литвинович омоновцы затащили в автобусы сразу, так что те даже не успели привычно рассказать телекамерам про «жестокости режима».
«Марш несогласных» в Москве планировалось начать у памятника Грибоедову, где и собрались журналисты. Но неожиданно со стороны Тургеневской площади стали раздаваться крики и заискрились файеры, и туда сразу же побежали десятки репортеров. Омоновцы довольно аккуратно стали скручивать скандирующих молодых людей и относить их, держа за руки и за ноги, в автобусы. Таким образом милиционеры точечно выуживали из толпы журналистов немногочисленных радикально настроенных оппозиционеров.
Поддержать их пришел лидер СПС Никита Белых, ставший в отсутствие лидеров «Другой России» Эдуарда Лимонова и Гарри Каспарова главным действующим лицом запрещенного марша. Он назвал выборы спектаклем, «где актеры играют так, как им сказал режиссер», выразил поддержку «несогласным» и сказал, что не собирается вступать в коалицию с кандидатом в президенты и лидером Демократической партии России Андреем Богдановым, не раз заявлявшем о желании объединить все правые силы. «Настоящие либеральные силы не могут поддерживать действующую власть, а у меня складывается ощущение, что Андрей Богданов за нее», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» г-н Белых.
Однако поддержку пытающимся маршировать оппозиционерам Никита Белых оказывал недолго. В рации стоящего рядом омоновца раздалась команда: «Все, берем Белых». Милиционер, увидев, как я записываю услышанное в блокнот, не смутился: «Пишите-пишите, мы вас не боимся». И вместе со своими товарищами ринулся в атаку на лидера СПС. Не сопротивляясь и с улыбкой Никита Белых прошествовал в автобус. Тем временем остальные омоновцы уже проредили Тургеневскую площадь от активистов «Другой России».
От площади быстро отъезжали «пазики», которые увозили задержанных за «переход в неположенном месте» и «нарушения общественного спокойствия». Многих, включая Никиту Белых и Льва Пономарева, выпускали сразу же после того, как привозили в ОВД.
В Петербурге, где «Марш несогласных» был разрешен, власти вели себя дружелюбнее. Они разрешили оппозиционерам во главе с Эдуардом Лимоновым и Гарри Каспаровым пройти маршем по городу и практически не препятствовали шествию. Лидеры «Другой России» воспользовались свободой слова в северной столице и дали свои оценки прошедшим выборам президента. «Восемь лет назад Ельцин достал из какого-то чулана третьеразрядного чиновника Путина, который восемь лет сидел на нашей шее. Теперь Путин также достал из чулана Медведева, но мы его терпеть не будем. Россия -- это мы!» -- заявил Эдуард Лимонов.
После окончания митинга начался музыкальный фестиваль «Другая песня». Видимо, теперь начал формироваться жанр «оппозиционной песни», во главе которого может встать знаменитый рок-музыкант, лидер группы "ДДТ" Юрий Шевчук, поддержавший вчера «Марш несогласных».
Кирилл МЕЛЬНИКОВ