Здание администрации Московской области на столичной Старой площади, где располагался предвыборный штаб кандидата в президенты Дмитрия Медведева, стало в ночь подсчета голосов политическим центром страны. Сюда за полночь приехал сам г-н Медведев, чтобы дать пресс-конференцию и отпраздновать победу с соратниками.
Впрочем, первыми, кто услышал от г-на Медведева слова благодарности, оказались зрители концерта, проходившего на Васильевском спуске. Туда победитель президентской гонки пришел вместе с Владимиром Путиным. «
Хотел поблагодарить всех, кто проголосовал за меня. Хотел поблагодарить всех, кто голосовал за других кандидатов, потому что вместе мы составляем почти две трети населения нашей страны. Значит, нам небезразлично ее будущее. Значит, мы можем сохранить тот курс, который предложил президент Путин. Уверен, что у нас есть все шансы для этого. Вместе будем двигаться дальше, вместе победим!» -- сказал Дмитрий Медведев в своей короткой речи на ветру и под мокрым снегом. Путин добавил, что медведевская «победа ко многому обязывает» -- она должна стать гарантией продолжения «курса, который мы с вами выбрали».
Журналистов пригласили в штаб г-на Медведева к 23.00. Но в это время здесь еще не было суеты, указывающей на скорое появление героя вечера. Лишь официанты стремительно проносили мимо представителей СМИ куда-то «в глубь» штаба подносы с закусками и напитками. Бутылки с шампанским были заботливо укутаны в салфетки -- видимо, для маскировки. Холл перед пресс-центром украшал огромный плакат с изображением гг. Медведева и Путина и лозунгом «Вместе победим!». Здесь же были установлены два огромных телеэкрана, транслировавших ток-шоу «Первого канала» и «России».
Впрочем, оживление у собравшихся журналистов и имеющих отношение к штабу г-на Медведева чиновников вызывали лишь те моменты, когда дискуссии в телестудиях прерывались и в эфире снова и снова транслировали выступление Путина и Медведева на Васильевском спуске. Сотрудники штаба и кремлевские чиновники излучали благодушие, причем некоторые проявили его даже в гардеробе, щеголяя в ярких свитерах, с модно повязанными шарфиками.
Около полуночи к журналистам пришли глава медведевского штаба, руководитель кремлевской администрации Сергей Собянин и лидер «Единой России» Борис Грызлов. Пресса, словно в надежде услышать первые послевыборные сенсации, взяла их в плотное кольцо. Но, видимо, гг. Собянин и Грызлов подготовились к общению с журналистами, и поэтому обошлось без сенсаций. «Мы не думали, что (будет. --
Ред.) выше 70%. Мы говорили о том, что нам нужна уверенная победа в первом туре, и ориентировались на цифры, которые были в Госдуму у «Единой России», -- прокомментировал итоги голосования г-н Собянин (к этому моменту, по данным Центризбиркома, кандидат Медведев набирал уже более 68% голосов).
Оба чиновника сказали, что ожидать скоропостижной отставки правительства не имеет смысла -- все равно по закону после инаугурации (а она пройдет 7 мая, когда истекают полномочия президента Путина) нового президента правительство придется менять. Сергей Собянин деликатно затруднился ответить на вопрос, где будет работать он сам: «Я готов работать на любой должности, на которую пошлют. Могу остаться главой администрации, могу не остаться».
Так же грамотно чиновники отвечали и на вопросы о двух центрах силы, которые образуются во власти с избранием г-на Медведева президентом и переходом г-на Путина в правительство. «У президента и у премьера есть свои полномочия, -- сказал г-н Собянин, признав, что с назначением нынешнего президента на пост премьер-министра роль этой должности вырастет: -- Не только место красит человека, но и человек место». «Никаких двух центров власти после инаугурации Дмитрия Медведева в должности президента не будет. Руководство страны будет работать как единый механизм», -- заверил прессу г-н Грызлов.
Между тем в холле перед пресс-центром появились еще две персоны, на которых пресса поначалу не обратила внимания, -- замглавы администрации президента Владислав Сурков и бывший глава администрации Александр Волошин. Они успели несколько минут понаблюдать за происходящим, прежде чем один из журналистов поднес к г-ну Волошину микрофон. Председатель совета директоров РАО «ЕЭС» ловко увернулся от интервью и удалился вместе с г-ном Сурковым в зону, недоступную для журналистов. Между тем наиболее информированные сотрудники администрации обсуждали между собой, что двумя днями раньше г-н Волошин побывал на приеме у Владимира Путина, и пытались прогнозировать, что бы это практически значило для будущей работы тех центров власти.
Около часа ночи в штабе наконец появился и сам Дмитрий Медведев. Он не выглядел счастливым от свалившейся на него ноши, но не выглядел и замученным после тяжелой избирательной кампании. На вопрос, волновался ли, ответил: «Я живой человек -- конечно же, волновался. Не могу сказать, что я не спал ночь, но действительно эмоции какие-то присутствовали и сейчас присутствуют, я считаю, что это нормально». После чего рассказал, как провел день: проголосовал, съездил в музей-усадьбу «Коломенское», пообедал «с товарищами по работе» (как известно, в обеде принимали участие Владимир Путин, Виктор Зубков, Сергей Миронов и Борис Грызлов), побыл дома с семьей, пообщался с мамой. И добавил: «Так что день был вполне продуктивный, хотя не буду лукавить, это, наверное, один из наиболее сложных в эмоциональном плане дней в моей жизни». И это были единственные слова, которые указывали на чувства нового президента России по поводу того, что на его плечи легла ответственность за огромную и великую страну. Даже если поначалу эту ответственность и можно будет разделить с Владимиром Путиным.
За время недолгой пресс-конференции Дмитрию Медведеву в очередной раз пришлось отвечать на вопрос о принципах будущего взаимодействия с Владимиром Путиным. И в очередной раз он сказал, что это взаимодействие будет основано на Конституции, законах и личном доверии. «Это в полном смысле товарищеские, партнерские отношения, основанные на том, что мы весьма долго вместе работаем и доверяем друг другу. И это, наверное, самое главное. Исходя из той конструкции власти, которая была предложена: у президента свои полномочия, у премьера -- свои. Эти полномочия вытекают из Конституции, действующего законодательства, и их никто не предполагает менять. Полномочия президента установлены соответствующей главой Конституции, полномочия правительства -- другой главой Конституции и законом о правительстве. Но я уверен, что наша совместная работа в такой полноценной эффективной связке может принести стране довольно интересные результаты и стать весьма положительным фактором в развитии нашего государства».
Конструктивный диалог с правительством у Кремля и при Борисе Ельцине и при Владимире Путине складывался довольно эпизодически. Как правило, довольно скоро после назначения любого премьера у Белого дома и Кремля появлялись взаимные обиды, ревность и непонимание. У кого-то из премьеров начинали расти политические амбиции. Так или иначе возникал конфликт, приводивший к отставке. По большому счету лишь премьер-министр Путин полностью оправдал на этом посту доверие своего президента -- Бориса Ельцина. Вторым «мирным» случаем (который, правда, все равно на наших глазах заканчивается расставанием) стал премьер Зубков при президенте Путине. Так что по-настоящему доверительные отношения между президентом и премьером -- это новый опыт для российской политической системы.
Тем не менее г-н Медведев не склонен упрощать стоящую перед ним и Владимиром Путиным задачу организации совместной работы своих подчиненных. «В тот период, который по закону существует, мне бы, естественно, хотелось прежде всего заняться формированием будущих контуров исполнительной власти в нашей стране. Это важная задача, достаточно сложная и трудоемкая. И надеюсь, что за предстоящие месяцы это удастся сделать». Вопросы формирования собственной администрации, сказал г-н Медведев, «будут решены в этот же срок», а пока «было бы неправильно и даже непедагогично сейчас объявлять какие-то имена».
Единственное, что уже ясно по поводу планов избранного президента, -- свой первый визит он совершит в одну из стран СНГ.
Ответив на несколько вопросов, Дмитрий Медведев отправился «поблагодарить свою команду, тех, кто работал на тот результат, который достигнут» и даже пообещал передать им привет от представителей СМИ. Которые, впрочем, тут же получили возможность и сами «передать приветы». После пресс-конференции на банкет в один из залов областной администрации сквозь две сотни журналистов потянулись члены команды г-на Медведева. Александр Волошин повел за собой целую делегацию в составе Владислава Суркова, вице-премьера Александра Жукова и министра регионального развития Дмитрия Козака, помощников президента Игоря Шувалова и Джахан Поллыевой. Первый вице-премьер Сергей Иванов, который в последние дни стойко отвечал в интервью на вопросы о соперничестве с г-ном Медведевым («Мы никогда не были соперниками... Мы много смеялись и хихикали по поводу того, что нас называли соперниками»), в очередной раз проявил стойкость, задержавшись среди прессы и перекинувшись по-английски несколькими фразами с одним из иностранных журналистов. Общее оживление вызвал глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович, который шел на праздник с открытой бутылкой вина. Последней в строгом костюме сиреневого цвета приехала супруга избранного президента Светлана Медведева. Банкет завершился в половине третьего ночи. И на нем не было, пожалуй, лишь одного, но главного члена команды нового президента -- Владимира Путина.