|
|
N°30, 19 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец китайского ширпотреба
Российские производители верхней одежды вытесняют западных и воюют между собой
На рынке верхней одежды все обстоит благополучно, по крайней мере внешне. Уже сейчас, пройдясь по магазинам можно найти много интересных и качественных вещей отечественного производства.
Однако, по мнению экспертов, швейная промышленность России практически исчерпала послекризисные факторы экономического роста и находится на довольно стабильном уровне. После кризиса большая часть предприятий отрасли сделала ставку на импортозамещение, но сейчас влияние этого фактора сокращается и российские производители вынуждены уделять большее внимание не количеству, а качеству.
Некоторые отечественные марки, например «Панинтер», OGGI, «Зарина», медленно, но уверенно начинают составлять конкуренцию таким зарубежным маркам, как Benetton, Mango, MEXX и другим. Причем вышеперечисленные российские компании ведут планомерную маркетинговую политику, создавая сеть фирменных магазинов по аналогии со своими зарубежными конкурентами. Крупнейшие российские компании меняют стратегию и перестают выпускать продукцию под марками, имитирующими импортные. Так, московская швейная фабрика «Большевичка» стала шить дорогие мужские костюмы под маркой «Большевичка», хотя несколько лет стеснялась этого советского бренда и выпускала продукцию под такими марками, как Bacard, Senio-Gepar и Basic.
При этом крупнейшие питерские и московские бренды ведут войну на два фронта. И если на рынке одежды для людей со средними доходами они выглядят все более конкурентоспособными, то в производстве одежды для людей с низкими доходами крупные компании проигрывают местным производителям.
Причина этого проста: одежда, произведенная в Москве, как минимум на 20% дороже одежды, произведенной в регионах. А поскольку денежные доходы в среднем по России почти в четыре раза ниже, чем в Москве, то продукция московских фабрик в регионах невыгодно выделяется ценой. Московские производители дешевой одежды не могут конкурировать с региональными производителями и вести ценовую войну. Для решения этой проблемы московские фабрики переносят производство за пределы города для снижения себестоимости товаров либо переориентируют ассортимент выпускаемой продукции на более высокий ценовой уровень. При этом, к нашему общему удовольствию, конкуренция на рынках Москвы обостряется и цены тоже немного снижаются. Зарубежные производители одежды вынуждены отступать или предлагать российским потребителям более качественную продукцию. Некоторые компании, торгующие дешевой импортной одеждой, просто уходят с российского рынка.
По данным Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ) объемы производства по сравнению с докризисным 1997 годом выросли в 1,3 раза, импорт сократился вдвое, но при этом потребительские цены, в том числе на товары легкой промышленности, выросли в три раза. Тем не менее темпы роста производства в швейной промышленности остаются самыми высокими по сравнению с другими подотраслями легкой промышленности. По информации АБН (Агентство бизнес новостей), рост объемов производства легкой промышленности в России в 2001 году составил 5%. Рост производства в швейной промышленности объясняется еще и тем, что выпуск верхней одежды не требует больших затрат, но при этом имеет относительно высокую рентабельность. Поэтому последнее время часто создаются новые производства, открываются новые цеха. В первую очередь именно введение дополнительных мощностей и объясняет всплеск производства на отдельных предприятиях. Так, в 2000 году АОЗТ «Швейная фабрика «Аэлита» (Тверская обл.) увеличила пошив платьев в 18 раз, АООТ «Компания САР» (Республика Калмыкия) -- в 21 раз, ЗАО «Радуга» (Орловская обл.) -- в 23 раза. В то же время на ряде предприятий, и ранее имевших большие объемы производства, выпуск продукции увеличился в два--шесть раз. Развиваясь ускоренными темпами, швейная промышленность тем самым втягивает в процесс и смежные отрасли. Например, рост выпуска продукции швейной промышленности вызвал рост и в текстильной, поскольку швейники все более активно используют отечественные ткани. Так, за 2000 год производство всех видов тканей выросло примерно на 40%, достигнув 2300 млн кв. метров. Но выигрывают не только текстильщики. В частности, переход на использование отечественной швейной фурнитуры стимулирует рост выпуска застежек-молний, пуговиц и другой фурнитуры.
Ассортиментная политика российских швейников в последние годы стала более демократичной -- те производители, что уже "выросли", резко расширяют ассортимент товаров. Несмотря на явный рост отечественного производства, потребность в импорте у россиян еще достаточно велика.
Так, в 2000 году одежды из тканей и трикотажных полотен было ввезено на 223 млн долл., что на 34% больше, чем в 1999 году. В 2001 году ввоз одежды составил в среднем около 19 млн долл. в месяц.
Основными странами-импортерами являются Италия, Германия, Турция, страны СНГ и Китай. Кстати, по данным ВНИИПРиМ, импорт китайской верхней одежды из текстиля в нашу страну резко сократился. Это, кстати сказать, еще один косвенный показатель роста доходов жителей страны. Люди отказываются приобретать крайне дешевые китайские вещи, предпочитая им товар пусть и более дорогой, но и более качественный.
Справка: Согласно официальной информации Госкомстата РФ, производство тканей в 2001 году увеличилось на 12,4% (до 2,6 млрд кв. м). Производство чулочно-носочных изделий снизилось на 4,3% (до 279 млн пар), трикотажных изделий -- на 1,5% (до 119 млн штук). А рост производства пальто и полупальто составил 11% (2,6 млн штук), костюмов -- 11,4% (5,1 млн штук), обуви -- 0,6% (32,2 млн пар).
Екатерина САШЕНКО