Вчера Совет Безопасности ООН ужесточил санкции, введенные против Ирана за его отказ приостановить ядерную программу. Новая резолюция ограничивает международную финансово-экономическую деятельность страны, а также делает «невыездными» иранцев, отвечающих за ядерную программу. Расширен список иранских компаний, банков и официальных лиц, имеющих отношение к ядерной и ракетной программам и потому подпадающих под международные ограничения.
Тегерану дается 90 дней на выполнение главного требования мирового сообщества -- приостановить обогащение урана. В противном случае санкции вступят в силу. Это уже третья резолюция Совбеза, вводящая санкции против Ирана. Два предыдущих документа были приняты в декабре 2006 года и в марте 2007 года.
Новую резолюцию в январе предложили Великобритания и Франция,
при этом Россия с самого начала выступила в поддержку документа. Длительных споров по содержанию документа не было. Члены Совбеза ООН приступили к детальному обсуждению проекта резолюции в минувший четверг, к субботе вопрос был решен. Лишь чисто технические сложности не позволили России, председательствующей в марте в СБ ООН, поставить документ на голосование уже 1 марта.
Однако вчера перед самым голосованием судьба документа повисла на волоске. Причиной стали жаркие дебаты по иранской ядерной проблеме, развернувшиеся в Вене на заседании Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (СУ МАГАТЭ). Там Великобритания, Франция и Германия внесли проект резолюции, о котором российскую сторону не предупреждали.
В документе была выражена поддержка инспекционной деятельности МАГАТЭ по Ирану и лично усилий его гендиректора Мухаммада аль-Барадеи. Но при этом было заявлено о неспособности экспертов МАГАТЭ доказать отсутствие у Ирана секретной военной атомной программы. Российская сторона обиделась на сепаратный маневр европейцев и потребовала от СУ МАГАТЭ отменить запланированное на среду голосование, пригрозив отозвать поддержку ооновской резолюции.
Представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтание заявил, что иранское ядерное досье «закрыто», а представленные США и западноевропейцами документы, относящиеся к подозрительным военным программам Тегерана, просто «сфабрикованы». Но в последний момент компромисс был найден, и Совбез ООН смог принять свое решение по Ирану. За резолюцию о санкциях проголосовали все члены СБ ООН, кроме воздержавшейся Индонезии.
Директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин не удивлен ужесточением позиции России в отношении Ирана. «Москва раздражена упрямой позицией Тегерана по ряду важных вопросов, в том числе по проблеме международного контроля над его ядерными программами», -- сказал он «Времени новостей». «Россия также видит в принятии жесткой резолюции по Ирану средство усилить роль ООН в условиях, когда она была подорвана провозглашением независимости Косово в обход Совбеза. Москва демонстрирует, что она выступает за единство ООН и готова к разумным компромиссам по самым актуальным международным проблемам».
Г-н Злобин полагает, что, «идя навстречу США в иранском вопросе, нынешнее российское руководство стремится создать благоприятную обстановку для нового российского президента и его команды в плане углубления диалога с американцами». Более того, «поддерживая экономические санкции против Ирана, Россия пытается предотвратить введение против него санкций военных. Ведь речь не обязательно идет о прямой военной акции против Тегерана. Даже направление в регион дополнительных иностранных войск, авианосцев не отвечает интересам России. И она сейчас пытается экономическими мерами предотвратить подобное развитие событий».
США неуклонно ужесточают антииранскую риторику -- недавно директор национальной разведки США Майкл Макконнелл предупреждал, что Иран может обзавестись атомным оружием «между 2010 и 2015 годами».
«В основе американского подхода к Тегерану лежат политические конъюнктурные соображения, связанные с предвыборной кампанией в США, -- заявила «Времени новостей» эксперт по Ирану Института востоковедения РАН Ирина Федорова. -- В нынешней политической ситуации для президента Буша и его администрации выгодно ужесточить антииранские санкции. Ведь подобным образом они демонстрируют избирателям свою силу и влияние Америки в мире». Вместе с тем г-жа Федорова полагает, что «меры воздействия на Иран, которые содержатся в новой резолюции Совбеза ООН, все-таки не носят особо жесткого характера».