Время новостей
     N°30, 19 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.02.2002
Во всем виновата торпеда
Глава Генпрокуратуры Владимир Устинов объявил вчера о завершении следственных действий на борту атомной подводной лодки «Курск», которая после подъема со дна Баренцева моря находится в доке в поселке Росляково. По этому случаю он вместе с командующим российскими ВМС Владимиром Куроедовым посетил Мурманскую область и провел совместное совещание, на котором подвел итоги следствия.

Выступая перед журналистами, руководители прокуратуры и ВМФ официально сообщили, что сейчас по-прежнему рассматриваются все три версии гибели «Курска», выдвинутые сразу после катастрофы 12 августа 2000 года: взрыв торпеды, столкновение с другим подводным объектом (иностранной подлодкой) и подрыв на мине. И теперь, по словам высоких чинов, все решит анализ данных многочисленных экспертиз.

Однако в более свободной беседе, рассказывая о ходе следствия, и Владимир Устинов, и Владимир Куроедов дали понять, что по существу картина трагедии ясна: атомоход скорее всего погубила одна из находившихся на его борту торпед, в которой в качестве топлива использовался жидкий кислород и маловодная перекись водорода. Глава ВМФ прямо сказал, что и у него лично, и у специалистов его ведомства теперь утрачено доверие к торпедам этого типа. «Вся опасность в том, -- отметил г-н Куроедов, -- что эта жидкость (маловодная водородная перекись. -- Ред.) находится в постоянном движении, и при соприкосновении с определенными металлами возможны самые непредвиденные последствия». Более того, адмирал сообщил, что уже принято решение о снятии торпед этого типа с вооружения российских атомных субмарин, и напомнил, что другие страны отказались от их использования после 1955 года, когда от взрыва такого оружия погибла британская подлодка.

Примечательно, что Владимир Устинов в комментариях насчет «торпедной» версии гибели «Курска» был более сдержан и больше внимания посвятил выявленным в ходе следствия грубым нарушениям как со стороны командования Северного флота, так и со стороны экипажа «Курска». По его словам, при подготовке злополучных учений, приведших к катастрофе подлодки, был не соблюден целый ряд инструкций и элементарных правил, а сам «Курск», как оказалось, уже много лет ходил в море с отключенной системой аварийного выброса антенны, у него не была включена сигнализация аварийного буя, и т.д. Впрочем, г-н Устинов отметил, что причин «наследственной связи» между гибелью подлодки и действиями командования Северного флота не обнаружено.

Виктор ПАУКОВ