|
|
N°30, 19 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путин «имеет в виду Министерство обороны»
Президент впервые указал военному министру на «недоработки»
Состоявшееся в понедельник совещание президента с членами кабинета министров неожиданно оказалось посвящено российской армии. Конечно, предстоящая неделя и без того ожидается весьма «милитаризированной»: России впервые предстоит отметить 23 февраля в качестве общенародного праздника, так что военных «здравиц» в ближайшие дни будет произнесено без счета. Однако Владимир Путин подошел к проблеме нетривиально и выбрал этот момент для публичной критики руководства военного ведомства. Впервые с момента назначения Сергея Иванова весной прошлого года на пост министра обороны президент столь жестко указал ему на его «недоработки». Причем сделал это демонстративно публично.
Официальный путинский интернет-сайт сообщил по этому поводу: «Правительству надо обратить особое внимание на выплату пенсий и зарплат населению, сказал Президент на совещании с членами Правительства. Этим должно заниматься не только Правительство, но и отдельные ведомства, прежде всего Минобороны» (сохранена орфография оригинала. -- Ред.). Сомневаться по поводу того, не попало ли Минобороны в эту фразу случайно -- по недосмотру кого-либо из кремлевских клерков, абсолютно бессмысленно. Прежде чем попасть на президентский сайт, каждая из подобных строчек проходит столь жесткую процедуру многочисленных «согласований», что в конечном итоге вполне может считаться за истину в последней инстанции. По крайней мере с кремлевской точки зрения. Впрочем, особо недоверчивые могут обратиться и непосредственно к первоисточнику: в полном тексте выступления Владимира Путина на понедельничном заседании, хотя он и занимает всего полстранички, военное ведомство «приложено» аж дважды. В первый раз, как ни странно, действительно в связи с социальной защитой населения. Г-н Путин заявил: «Необходимо работать не только в целом, но и по ведомствам. Имею в виду и Министерство обороны, и другие министерства и ведомства». А уже в следующей фразе президент обратился непосредственно к г-ну Иванову: «Мы обсуждали очень подробно проблемы, связанные с энергетикой, хочу обратить внимание всех, в том числе и министра обороны -- у вас есть недоработки в ведомстве, связанные с оперативным реагированием на то, что происходит».
Особую пикантность ситуации придает то, что к началу заседания все эти вопросы уже удалось успешно «разрулить». Правда, сделано это было кулуарно, в ходе воскресной встречи Владимира Путина с «узким кругом» -- Михаилом Касьяновым, Александром Волошиным, Владимиром Рушайло, Игорем Ивановым, Борисом Грызловым, Сергеем Ивановым и Николаем Патрушевым. Кроме того, несколькими днями раньше г-н Рушайло по поручению президента провел детальную беседу с Анатолием Чубайсом, в ходе которой «были обсуждены вопросы энергетической безопасности России, в том числе бесперебойного обеспечения электроэнергией военных объектов». Таким образом, смысл вчерашнего выступления г-на Путина, похоже, сводился не столько к тому, чтобы разобраться в ситуации, сколько к тому, чтобы разобраться с виновными. Или по крайней мере назвать их вслух.
Вековая российская традиция подразумевает, что вопрос «кто виноват?», как правило, должен соседствовать с вопросом «что делать?» От второго из них Владимир Путин пока что дипломатично ушел. Однако еще одно вчерашнее замечание президента свидетельствует об определенном направлении его мыслей. Говоря о «проблемах, связанных с энергетикой», г-н Путин с досадой упомянул о том, что «всех проблем и шума, которые наносят моральный и экономический ущерб, вполне можно было бы избежать». Подобное предупреждение Владимир Путин военным уже делал полтора года назад. Публичная дискуссия между министром обороны и начальником главного штаба о дальнейших путях военной реформы очень не нравилась Кремлю. Настолько, что один из ее участников быстренько был отправлен в почетную отставку.
Юрий ГОЛОТЮК