|
|
N°35, 04 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Он должен варить свой суп, иначе сварится в той же кастрюле"
Политики, политологи и экономисты о главных задачах третьего президента России
Корреспонденты "Времени новостей" решили узнать у политиков, политологов и экономистов, какие основные задачи придется решать третьему президенту России и с какими препятствиями ему предстоит столкнуться.
"Наполнить проекты конкретным содержанием"
Михаил ГРИШАНКОВ, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия»:
-- Задачи Дмитрий Анатольевич сам для себя обозначил в ходе избирательной кампании, когда он совершил большое количество поездок по стране и представлял экономическую программу, высказывал свой подход ко многим другим процессам, которые идут в России. На мой взгляд, одна из главных задач, стоящих сейчас перед Медведевым, с учетом того, что он юрист, правовед, причем высококлассный правовед, -- это совершенствование законодательства. А кроме того, необходимо добиться, чтобы существенно уменьшился в нашей стране уровень правового нигилизма. Ведь можно принимать какие угодно законы, но если они не исполняются гражданами, значительных перемен не произойдет. Очень важно, чтобы те проекты, которые были начаты Дмитрием Медведевым -- это и национальные проекты, и те новые проекты, которые сейчас появляются, направленные, например, на развитие инноваций, -- были наполнены конкретным содержанием. Ведь в чем особенность нашего чиновничьего аппарата? Готовы воспринять любую идею, но когда доходит дело до реализации, вливаются серьезные бюджетные средства, растащат, если не будет должного контроля. Вопрос выстраивания бюрократического аппарата в стране на самом разном уровне -- это одна из самых серьезных проблем и для премьера, и для президента.
"Ограничить влияние административного ресурса"
Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, заместитель председателя Госдумы:
-- КПРФ может сколь угодно рассуждать о том, какие задачи должен ставить Медведев, но все это будут идеалистические соображения. Безусловно, мы не ждем от нового президента ничего того, что содержится в программе, с которой шел наш кандидат Геннадий Зюганов. Он будет защищать интересы той классовой группы, которая обладает сырьевыми капиталами России. Это не устаревшая терминология, это правда, которую легко проследить, если мыслить рационально. Поэтому в социальном плане сложно сегодня ожидать каких-то перемен в переориентации курса на социальные реформы в интересах большинства.
В то же время существует ряд задач, которые нужно ставить перед новым президентом и которые могут быть им выполнены, если он хочет не просто занять место президента, не просто продолжать неведомый план, но и сказать собственное слово в политике.
Здесь резервы существуют. И главный из них -- создание в стране истинной атмосферы политической конкуренции. Нынешняя власть, и Медведев, как ее выделившийся представитель, хорошо осведомлены о том, как получается их «всенародная поддержка». И потому понимают, сколь ненадежен фундамент. Я хотел бы думать, что разговоры о низком уровне «правового сознания» касаются не только общества, но и затронут саму власть, которая даст оппозиции возможность нормального оппонирования. Это касается и телевидения, и внесения существенных изменений в избирательное законодательство на основе анализа прошедших избирательных кампаний в Государственную думу и президентской. Нужны меры по ограничению влияния административного ресурса, нужно обязать всех участников любого избирательного процесса участвовать в дебатах. Иначе через несколько лет в стране будет аморфное болото, не способное ни решать поставленные перед страной задачи, ни отвечать на внешние угрозы. Я уверен, что как только оппозиция получит возможности по работе с населением, хоть как-то сопоставимые с возможностями «вертикали», снизится и количество ошибок, которые допускает сама власть.
Что касается препятствий, то главное препятствие -- отсутствие кадров. Кадровая политика последних лет привела, с одной стороны, к тому, что возникла круговая порука, где самый важный критерий отбора -- лояльность. А значит, упал и уровень профессионализма. С другой стороны, кадровое бюрократическое болото уже погрязло в таких «взаимосвязях», что от любой позитивной инициативы остаются рожки да ножки. С этой точки зрения новый президент должен ясно показать, что он будет варить свой суп, а не окажется сваренным в той же кастрюле.
"Никаких новых задач перед Медведевым не стоит"
Владимир РЫЖКОВ, лидер ликвидированной Минюстом Республиканской партии России, депутат Госдумы четвертого созыва:
-- Я думаю, ничего нового не произошло. Та же группа людей, которая руководит страной восемь лет, просто подтвердила свой мандат. Поэтому никаких новых задач перед Дмитрием Медведевым не стоит, так же, как и новых проблем. Судя по всему, они просто очень четко распишут сферу компетенции с будущим премьер-министром Владимиром Путиным, установят рабочий баланс и будут его придерживаться. А проблемы никуда не делись, они остаются: дикая коррупция, дикое социальное расслоение, неэффективная экономика, снижение технологического уровня, я могу долго продолжать этот список. Никаких изменений я не вижу и не ожидаю.
"Отладить конституционную норму о взаимодействии президента и премьера"
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
-- Медведеву придется в первую очередь отлаживать конституционную норму о взаимодействии президента и премьер-министра. Долгое время администрация президента вторгалась в прерогативы правительства, вплоть до того, что постановления правительства должны были получать визу в администрации. Единственным путем так называемой проблемы «двоевластия» -- эта тема уже вызывает массу спекуляций -- является попытка выстроить строгое конституциональное взаимодействие между президентом, который определяет основные направления внешней и внутренней политики, и правительством, которое их реализует. То есть придется выстроить нормальную интерпретацию российской Конституции на практике. Это достаточно сложное дело, потому что у чиновников действует своеобразный принцип «бодания» -- «чей начальник старше».
Есть и противоположная точка зрения: администрация президента была хозяйкой в стране, вот пусть и остается. Придется искать баланс сил, выстраивать нормы и традиции. Это нормальный политический процесс, в Америке это много раз было: в XIX веке в какой-то момент президент был никто, потом наоборот -- конгресс был ничем. Теперь есть некий баланс, вот и у нас его надо выстраивать. Одной этой проблемы г-ну Медведеву может хватить с избытком, хотя, конечно, будут и другие: судебная реформа, а также выработка единого понимания проблем безопасности у тех ведомств, которые подчиняются непосредственно президенту -- Совбез, Министерство обороны, МИД.
"Пройти "тестирование" за рубежом"
Михаил ВИНОГРАДОВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры:
-- Новый президент столкнется с целым рядом проблем, из них первая -- вопрос минимизации последствий для России мирового экономического кризиса, отголоски которого мы все ощутили прошедшей осенью. Также в ближайшее время будет происходить своеобразное «тестирование» г-на Медведева за рубежом -- к нему будут очень присматриваться до саммита «большой восьмерки» в Японии. Это будет своего рода праймериз в глазах зарубежных партнеров России. А остальное будет зависеть от тех приоритетов, которые для себя определит сам г-н Медведев. Понятно, что в серьезном реформировании нуждается социальная сфера, в том числе все, что касается пенсионного обеспечения, которое находится в кризисе, -- это одна из ключевых тем. Будущий президент вроде бы обозначил готовность предпринимать некие действия в этом отношении. Другая крупная тема, о которой упоминал Медведев, -- это присутствие государства в экономике и недопущение госкапитализма. Тут какие-то шаги предприняты, фактически остановлено создание госкорпораций, но до конца экономика не застрахована от экспансии государства.
"Повышать эффективность госуправления"
Борис МАКАРЕНКО, первый заместитель генерального директора Центра политтехнологий:
-- Если считать, что программа г-на Медведева -- то, что было сказано в Красноярске, возникает проблема: эта программа не может понравиться тем, кто благоприобретал от огосударствления экономики и повышения бюрократического контроля за ней. Программа модернизационная, она выглядит как повестка Владимира Путина на начало 2003 года. Тогда это было бы логичным продолжением первых двух лет путинского правления, но именно в 2003 году Россия пошла совсем в другую сторону. Но все эти вопросы актуальны и сейчас, потому что модернизацию делать надо, эффективность экономики и государственного управления повышать тоже надо. Если смотреть по индексу глобальной конкурентоспособности Давосского форума, именно у России провал по развитию институтов. Вот институты и надо развивать.
Однако новая политика в любом случае политика двух действующих лиц -- Медведева и Путина. Если последний считает нужным что-то подправить в своем курсе, для этого есть великолепная возможность, так как новый курс будет проводиться от имени другого политика, а Путин будет корректировать и разруливать конфликты, возникающие при реализации планов. При этом неважно, сколько человек реально принимает решения: один, два или восемь. Если все споры вокруг этих решений остаются за закрытыми дверями кремлевских кабинетов, а стране они являются как единое решение, то неважно, кто его принял. Если же будут конфликты и они в стенах кабинетов не удержатся, то власть пойдет вразнос, и от этого ослабеет власть и Путина, и Медведева.
"Жизнь выстроит свои приоритеты"
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:
-- Ориентироваться на те задачи реформирования экономики, которые Дмитрий Медведев огласил в Красноярске, в ближайшее время, пожалуй, не стоит. Конечно, приоритеты, обозначенные им, были озвучены не для красного словца, когда-нибудь он займется и этими задачами. Но сейчас он в первую очередь будет вынужден решать те проблемы, которые не нашли отражения в его красноярской речи. Это инфляция, пенсионная реформа, борьба с коррупцией. Жизнь выстроит свои приоритеты. И, судя по всему, принимать участие в решении таких проблем придется не только премьеру Путину, но и президенту. Хотя система ответственности за экономические реформы выстроена у нас парадоксальным образом. Стратегические решения принимает президент, но спрос за экономику -- с премьера. Нацпроекты скорее всего будут переформатированы в некое подобие госпрограмм. И г-н Медведев скорее всего не будет курировать их лично, отдав на правительственный уровень. Где они по большому счету и должны находиться, так как подобные реформы -- дело исполнительной власти.
"Наладить работу социальных лифтов"
Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
-- Среди экономических задач числится «взращивание» так называемого среднего класса. К 2020 году, как определял Владимир Путин, к среднему классу должно будет причисляться порядка 60% россиян. Сегодня, по самым оптимистичным оценкам, средний класс--- это примерно 20% населения. Надо быть большим оптимистом, чтобы верить в то, что за 12 лет удастся столь радикально сократить разрыв между богатыми и бедными. В мировой практике на формирование среднего класса порой уходит целая эпоха. Сейчас же в нашей стране «социальные лифты» практически перестали работать».
"Необходимо стимулировать производство"
Агван МИКАЭЛЯН, генеральный директор компании "Финэкспертиза":
-- С одной стороны, Дмитрий Медведев свою экономическую программу уже огласил и уместил ее в красивую формулу четырех «И»: «институты, инфраструктура, инновации, инвестиции». С другой стороны, понятно, что нынешняя экономическая ситуация на ближайшую перспективу выдвигает гораздо более приземленные приоритеты. И пока президент будет выстраивать свою команду для начала радикального обновления экономики, задачей номер один для премьера станет борьба с инфляцией. «Замороженные» цены к маю «оттают», и инфляция начнет расти. Расти цены будут и потому, что спрос серьезно превышает предложение. Так что первой задачей новой власти станет стимулирование производства.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Наталья РОЖКОВА, Ирина СКЛЯРОВА