|
|
N°30, 19 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С нами «ось»
Россия не считает Иран злом
Новая внешнеполитическая линия американского президента Джорджа Буша придает особый смысл начавшемуся сегодня вполне рутинному визиту в Москву главы иранского МИДа Камаля Харрази. В глазах Запада эта поездка будет выглядеть как первый визит в российскую столицу высокопоставленного представителя «оси зла», в которую Буш недавно зачислил Тегеран, Багдад и Пхеньян.
Перед отъездом Харрази заявил, что не планирует подписывать в Москве новые соглашения. Тегеран хочет выяснить, что думает Россия по поводу восстановления Афганистана, региональной политики США и возможной военной операции американцев против Багдада. Потепление отношений Ирана и США, наметившееся после событий 11 сентября, закончилось после того, как была решена сблизившая стороны задача отстранения от власти в Афганистане правительства талибов. Временный альянс распался, после чего США обвинили Иран во вмешательстве в дела Афганистана, в помощи боевикам «Аль-Каиды» и контрабандной поставке оружия палестинским боевикам.
Неожиданное ужесточение позиции Вашингтона в отношении Ирана нанесло удар по позициям реформаторов, которым пришлось поддержать консервативное духовенство во имя общенародной консолидации перед лицом американских угроз. «Пока президент США Джордж Буш говорит о коалиции войны, президент Исламской республики Иран Мохаммад Хатами говорит о коалиции мира», -- сказал Харрази, добавив, что претензии Америки на роль защитницы демократии есть «не более чем шутка». Москва не считает Иран «злым» государством, но ей придется с удвоенной осторожностью балансировать между рвущейся в бой Америкой и обиженными на Вашингтон «изгоями». Напоминание Харрази о визите в Тегеран президента Владимира Путина, запланированном, по словам иранской стороны, на первую половину года, вряд ли вызовет сейчас в Москве большое ликование. Поездка в ближайшие месяцы в столицу одной из стран «оси зла» может в одночасье лишить российско-американские отношения того позитивного эмоционального фона, который с таким трудом сложился после 11 сентября.
Вместе с тем Москва явно не собирается свертывать раздражающее США техническое сотрудничество с Тегераном. Уже после «осевой» речи Буша министр обороны Сергей Иванов заявил: «Россия поставляет Ирану обычные средства вооружения и военной техники. Это бронетранспортеры и средства противовоздушной обороны ограниченного радиуса действия. Это обычная коммерческая торговля, и мы ее не прекратим». А накануне приезда Харрази российские атомщики рапортовали, что готовы запустить первый блок Бушерской АЭС уже к концу 2003 года. Российская сторона настаивает, что иранский атом будет стопроцентно мирным и отвечающим всем международным обязательствам Москвы и Тегерана. Вашингтон этому не верит, а израильская военная верхушка уверяет, что Иран опаснее Ирака, поскольку к 2005 году у него якобы появится собственная атомная бомба. Аналитики полагают, что в новой ситуации жесткой борьбы США со «спонсорами терроризма» российский реактор в Бушере может стать мишенью для американской или, что более вероятно, израильской бомбардировки.
Александр ТИМОФЕЕВ