Дмитрий Медведев должен понимать, что пока россияне выбрали президентом не его лично, а просто того, на кого указал Владимир Путин. Первый раз, если вообще придется, россияне будут голосовать непосредственно за г-на Медведева на следующих президентских выборах. Причем для того, чтобы получить шанс стать полноценным президентом страны, Дмитрий Медведев неизбежно должен победить Владимира Путина, а вовсе не являющихся кандидатами-спойлерами Жириновского--Зюганова--Богданова.
Результатом путинской эпохи, сопровождавшейся невиданным внешнеэкономическим фартом и соответственно практически дармовым притоком капитала, стало отлучение населения от управления страной при его, населения, согласии. Большинство россиян просто хочет видеть президентом «такого, как Путин», не вдаваясь особенно в такие детали, как человеческие качества, политические убеждения или способность управлять. Сказал бы Путин голосовать за Касьянова, Чубайса, Рогозина, Сечина, да за кого угодно -- это большинство проголосовало бы за них. Причем большинство "глухих согласных" составляют люди, совершенно не представляющие себе реальное положение в России или ее место в современном мире.
Царствие преемника -- первого в истории России относительно молодого и физически здорового правителя при относительно молодом, физически здоровом и никуда не уходящем из власти предшественнике --начинается на фоне двух знаковых событий. Только что Россия потерпела дипломатическое поражение, не сумев защитить сербов от окончательной потери Косово, а российская экономика впервые за всю путинскую пору сталкивается с резким ростом цен на продовольствие и нехваткой банковской ликвидности. Вечно хорошей для геополитической и внешнеэкономической конъюнктуры не бывает. И теперь сама жизнь вынудит что-то делать.
Конечно, великое счастье заполучить в страну зимнюю Олимпиаду, но данный факт сам по себе не является признаком растущей мощи державы, удостоившейся такой чести. У Южной Кореи, никакой великой державой не являющейся и подобных амбиций не имеющей, было не меньше шансов получить эти Игры. А летние она уже проводила. Олимпиады вообще проходят каждые четыре года, и кто только их не получал.
Постоянные крики российской элиты о растущем внешнеполитическом могуществе разбиваются о реальность: у нас нет ни одного полноценного государства-союзника даже на постсоветском пространстве, а наши сегодняшние дипломатические или военные возможности позитивно повлиять на ситуацию в горячих точках мира в большинстве случаев близки нулю. Провал американской военно-политической дипломатии в Ираке или неизбежные большие проблемы Евросоюза и НАТО с Косово этого факта не отменяют. А бесконечно объяснять резкий рост цен или возможные проблемы на финансовом рынке исключительно негативной мировой ситуацией тоже не получится: хотя наши люди и привыкли постоянно слушать, что все зло к нам идет извне, а отечественная власть совершает лишь сплошные эманации добра и блага, но когда дело касается потери личных денег граждан, они быстро утрачивают эту «политическую грамотность».
Дмитрию Медведеву придется транжирить рейтинг Путина (повторимся, собственный медведевский президентский рейтинг пока совершенно не понятен) на развитие страны. Г-н Медведев становится распорядителем кредита доверия населения своему предшественнику. Кредит этот получен в обмен на невмешательство государства в личную жизнь граждан и оплачен пока не столько реальными достижениями, сколько беспрецедентно выгодной для нас внешнеэкономической конъюнктурой начала ХХI века. При этом г-н Медведев должен понимать: бесконечно любить власть за одни только красивые слова не способен даже такой, мягко говоря, политически покладистый народ, как наш. Впрочем, власть можно не любить, но бояться. Однако такой способ отношений народа и власти приводит к неизбежной деградации страны, в чем поколения россиян на протяжении многих веков убеждались не раз и не два.
Политика «делания вида», постоянного выстраивания пропагандистского фундамента при отсутствии существенных изменений в жизни большинства людей не может продолжаться вечно. В этом смысле Владимир Путин, не уходя из власти после истечения срока президентских полномочий, совершает, может, не слишком умный, но по-своему смелый поступок: он имеет все шансы застать смену своего курса под влиянием объективной необходимости и даже менять этот курс собственными руками.
Выстроенная в России вертикаль власти, отмена губернаторских выборов, зачистка легального политического и медиапространства превратила власти всех уровней в безынициативное стадо, ждущее сигналов пастуха-Кремля и совершающих любое телодвижение только при ударе пастушьего кнута. Лояльность элит мнима, лояльность населения фиктивна, ибо безразличие не является поддержкой власти. Власть в России постепенно приближается к той степени одиночества, которую имела в последние годы существования СССР, когда постановления ЦК КПСС не исполнялись даже партийным аппаратом на местах, не говоря уже о рядовых гражданах. Дмитрий Медведев пока выиграл лишь выборы, на которых у него не было ни одного соперника, но не выиграл страну. А страну он сможет выиграть, только победив Путина, то есть изменив нынешний курс.