Энергичные действия России по реализации двух трубопроводных газовых проектов, призванных насытить растущие потребности рынков Центральной и Южной Европы --
Прикаспийского и
«Южного потока», не смущают западных лоббистов конкурирующего
Транскаспийского проекта. Характерным свидетельством этого оказалось забавное совпадение. 28 февраля, в тот самый день, когда в Кремле при подписании соглашения о присоединении Венгрии к «Южному потоку» Владимир Путин, намекая на Транскаспий, высмеивал его проектировщиков («Если кто-то хочет ковырять землю и зарывать туда железо в виде труб, пожалуйста, мы не возражаем»), в Ашхабаде президент Туркмении Гурбангулы
Бердымухамедов во второй раз за последние несколько недель принимал координатора по энергетическим вопросам Европы и Евразии госдепа США Стивена Манна. А спустя два дня, уже на другом берегу, в Баку американского ветерана каспийской дипломатии принимал президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В обеих столицах повестка дня переговоров г-на Манна была практически одной и той же -- сопряжение интересов стран-экспортеров и транзитеров центральноазиатского и азербайджанского газа, его покупателей, а также кредиторов
строительства будущего Транскаспийского газопровода. Он должен протянуться от туркменского берега Каспия по дну моря, через Азербайджан в Турцию, где, как предполагается, соединится с газопроводом «Набукко», идущим в Южную и Центральную Европу. Политический и экономический смысл как Транскаспия, так и «Набукко» -- проложить транзитный коридор в обход России.
Стадия переговоров по Транскаспию в Баку уже продвинулась достаточно далеко. Руководство Азербайджана играет в открытую и не скрывает своей прямой заинтересованности в проекте. 29 февраля там уже был объявлен победитель тендера по подготовке ТЭО Транскаспийского газопровода. Им стала компания Kellog Brown & Root (KBR). Как сообщает агентство Day.az со ссылкой на пресс-службу Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), KBR создала альянс с компанией Granherne.
Более того, успешно идут «транскаспийские» переговоры между Баку и Астаной. Президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев сообщил в субботу о планах создания в ближайшее время СП с казахстанским «Казмунайгазом». «Совместно будут строиться терминалы в Казахстане и Азербайджане, кроме того, используя казахстанские и азербайджанские суда, будем осуществлять эти операции, -- цитирует г-на Абдуллаева агентство Day.az. -- В данный момент эксперты Казахстана находятся здесь, ведутся работы по данному вопросу».
Но главное транскаспийское «направление удара» в переговорах американских лоббистов указывает на Туркмению. Только заполнение туркменским газом может сделать осмысленным этот проект. Ашхабад же ведет свою, вовсе не такую прозрачную и однозначную игру, как Баку. Вице-премьер Азербайджана Абид Шарифов, к примеру, в интервью японской газете «Нихон Кэдзай» 29 февраля прямо говорит: «США и многие страны Европы поддерживают проекты получения альтернативных источников природного газа в обход России, и один из таких проектов -- доставка газа по дну Каспийского моря из Туркмении -- поддерживается Азербайджаном». В то же время в официальных сообщениях о встрече Стивена Манна и президента Туркмении лишь туманно говорилось о стремлении последнего «благодаря продвигаемым сегодня энергетическим проектам поставить богатейший ресурсный потенциал страны на службу всему мировому сообществу». А координатор госдепа в ответ подчеркивал «огромную заинтересованность ведущих американских компаний в установлении в Туркмении долгосрочного партнерства».
По сведениям «Времени новостей» из осведомленных дипломатических источников в каспийском регионе, близких к ведущимся Стивеном Манном переговорам, его усилия в Ашхабаде на нынешнем этапе сосредоточены на том, чтобы втянуть туркменское руководство в конкретный диалог по строительству Транскаспия. Проблема Вашингтона в том, что Ашхабад по-прежнему не желает отходить от своей принципиальной позиции, занятой им в еще в ниязовские времена: продажа газа на туркменской границе без каких-либо дополнительных обязательств перед конечными потребителями. Более того, Ашхабад ни в каком качестве не желает даже участвовать в консорциуме по строительству трубы.
На данном этапе озвучиваются предложения по созданию транснационального консорциума, учреждаемого уполномоченными представителями различных государств, и оператора строительства в составе группы западных компаний. Подход туркменского руководства к этим идеям пока обозначен весьма осторожно и будет сформулирован более конкретно только после создания этих структур. И не раньше этого, дают понять в Ашхабаде, могут начаться конкретные переговоры по Транскаспию, во всяком случае с туркменской стороны. Таким образом, новое руководство Туркмении, не искушенное в большой геополитике мировых держав, схлестнувшихся между собой за контроль над энергетическими ресурсами, пытается оградить себя от рисков, связанных со строительством и эксплуатацией будущей трубы,
сталкивающей Ашхабад в лоб с Москвой.
Поэтому в ходе нынешних переговоров, как указывают источники «Времени новостей», туркменская сторона в первую очередь стремится получить гарантии стабильных закупок газа и оплаты поставленных объемов. Кроме того, Ашхабад ставит вопрос о гарантиях Запада строительства и финансирования на туркменской территории крупных газохранилищ и газопроводов до границ страны. Отсутствие такой инфраструктуры является сегодня, пожалуй, основным сдерживающим фактором по диверсификации маршрутов экспорта туркменского газа. При этом туркменские власти не допускают возможности приватизации добывающей и транспортной инфраструктуры внутри страны.
И американские, и европейские партнеры, по сведениям «Времени новостей», на нынешнем этапе вполне удовлетворены подобной позицией Ашхабада. Главное, чего добиваются сегодня переговорщики, в частности Стивен Манн, -- принудить туркменских визави дать обязательства, которые сделают необратимым процесс строительства Транскаспия. Среди других обязательных условий западных партнеров -- быть допущенными к проведению аудита газовых запасов Туркмении и к его результатам, а также к отслеживанию процесса строительства транспортной и добывающей инфраструктуры внутри Туркмении. Переговорщики из Вашингтона отдают себе отчет, что эти последние требования являются самыми болезненными для туркменского руководства, до последнего сопротивляющегося всему, что позволит «приоткрыть» страну. Но они также хорошо понимают, что в конечном итоге Ашхабад будет вынужден пойти на это, если хочет получать надежного покупателя своего газа, готового платить за него цены, близкие к мировым (сейчас «Газпром» платит за туркменский газ 130 долл. за тысячу кубометров и поставляет его на Украину по 179,5 долларов).
Наиболее пикантной темой нынешнего раунда челночной дипломатии г-на Манна является обсуждение возможностей обойти запрет, который наложен Европарламентом на торговые отношения Евросоюза с Туркменией ввиду нарушений прав человека в этой стране. Поэтому вместо заключения какого-либо «протокола о намерениях» между Ашхабадом и Брюсселем о строительстве Транскаспия обсуждается вариант пошаговых двусторонних действий. Началом может быть заключение соглашения между Туркменией и Азербайджаном, затем, например, к нему присоединится Казахстан, потом Турция -- и эта цепочка фактически уже станет организованным стержнем, на который нанизывается все то, что оформит двух- и многосторонние договоренности в виде транснационального консорциума.
Турецкие звенья этой схемы уже обсуждаются. По данным «Времени новостей», в Ашхабад Стивен Манн привез предложения по конкретным вариантам маршрутов газопровода по территории Турции и строительству там газохранилищ. Они должны обеспечить, с одной стороны, бесперебойные поставки газа в Европу, а с другой -- непрерывный отбор газа не только из Туркмении, но и из Казахстана и, возможно, Узбекистана.
В ходе нынешней поездки Стивен Манн посетит также Анкару, а затем снова вернется в Ашхабад и Баку и скорее всего Астану.