Сегодня в Совбезе ООН должно пройти голосование по проекту резолюции, ужесточающей международные санкции против Ирана. Первоначально планировалось, что это произойдет 1 марта -- в первый день российского председательства в СБ ООН. Однако доработка документа потребовала дополнительного времени. В частности, по инициативе России в проекте резолюции теперь говорится о поддержке прогресса, достигнутого на переговорах Ирана с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Резолюция призывает Тегеран и МАГАТЭ продолжить работу по выяснению оставшихся вопросов, ибо это будет способствовать восстановлению международного доверия к ядерным программам Ирана. Сегодня в Вене открывается сессия совета управляющих МАГАТЭ, которая также обсудит иранскую ядерную проблему.
Постпред России при ООН
Виталий Чуркин заявил о готовности Москвы поддержать ужесточение санкций, поскольку Иран отказывается пойти навстречу мировому сообществу и приостановить обогащение урана. Дипломат подтвердил, что новые санкции не распространяются на возводимую Россией АЭС в Бушере и не предполагают военных мер. «Совбез исключает санкционирование использования каких-либо силовых мер в отношении Ирана», -- подчеркнул Виталий Чуркин.
Ныне в отношении Ирана действуют санкции, введенные Совбезом в декабре 2006 года и усиленные в марте 2007-го. Новая, третья резолюция СБ ООН по иранской ядерной программе призвана ужесточить давление на Тегеран. Полный перечень мер пока не обнародован. Известно, что речь идет о расширении списка иранских компаний, банков и официальных лиц, имеющих отношение к ядерной программе и потому подпадающих под международные ограничения. Их зарубежные банковские активы должны быть заморожены. Документ призывает все страны -- члены ООН отслеживать деятельность своих финансовых учреждений, связанных с иранскими банками, в частности с Национальным и Экспортным банком. Эта мера призвана не допустить финансирования вызывающих подозрение ядерных программ Ирана. Авторы проекта призывают все государства к бдительности при заключении контрактов и предоставлении кредитов Тегерану. Кроме того, вводится запрет на международные поездки иранцев, отвечающих за ядерную программу и входящих в руководство «Корпуса стражей исламской революции». В предыдущих резолюциях эта мера носила рекомендательный характер. Теперь члены СБ ООН, в том числе Россия, намерены сделать ее обязательной. «Мы примем адекватные меры в соответствии с содержанием этого документа», -- так прокомментировал вчера проект резолюции официальный представитель иранского МИДа Мохаммад Али Хоссейни.
Помимо продолжения ядерной программы мировое сообщество насторожили проведенные в Иране в начале февраля ракетные испытания. «Хотя прямых доказательств того, что ядерная программа Ирана носит военный характер, пока не получено, некоторые действия Ирана внушают определенные опасения российским властям», -- заметил «Времени новостей» эксперт российского Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. «Опасения у Москвы вызывает в первую очередь наращивание Ираном своего военного потенциала. Поддерживая нынешний проект резолюции, Россия посылает Ирану недвусмысленный сигнал. Ведь до настоящего времени именно Москва старалась максимально смягчать антииранские санкции. Однако теперь Россия дает понять Ирану, что в случае его выхода за определенные рамки в наращивании военного потенциала позиция Москвы по «ядерному досье» может измениться. И мы будем действовать в унисон с мировым сообществом», -- полагает собеседник «ВН».